14.12.2021 №50
Кулики, птицы отряда Ржанкообразные Charadriiformes, демонстрируют разнообразие способов создания семьи и родительской заботы.
Среди традиционных половых ролей, где самцы соперничают за самок, а самки ухаживают за птенцами, присутствует альтернативное поведение, когда самки конкурируют за самцов, а самцы заботятся о детенышах. Эволюции брачного поведения у куликов посвящен международный проект ELVONAL SHOREBIRD SCIENCE, в котором участвуют орнитологи НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам.
Распределяя семейные обязанности
Проект курирует Дебреценский университет – один из ведущих в Венгрии. Данные собирают более 20 команд по всему миру. Среди основных научных исследовательских площадок – Туровский луг в Беларуси, залив Порт-Филлип в Австралии, остров Майо в Кабо-Верде, комплекс солончаков Самуко в Португалии, поселок Тобседа на берегу Колоколковской губы Печорского моря в России и Китайское отделение ELVONAL Shorebird Science. Проект пятилетний, завершится в декабре 2022 года. Его долгосрочность объясняется необходимостью набрать достаточно материала для полной картины гнездового поведения у модельных видов куликов. Ведь каждый год могут меняться погодные, гидрологические условия, а с ними – и формы поведения птиц. Цель – посмотреть, как в различных географических и климатических условиях схожие виды реализуют разные половые стратегии, чему они посвящают большую часть своего времени. Например, в жарких странах – Перу, Арабских Эмиратах, Мексике, на Мадагаскаре, Тайване, где проводятся исследования, иные условия по хищничеству: виды, схожие с нашими, наравне с охраной гнезда значительную часть времени посвящают тому, что стоят и создают тень для гнезда во избежание перегрева кладки. Изучение куликов поспособствует охране этих птиц и их местообитаний.
«Туровский луг – одно из самых известных водно-болотных угодий Европы. Это важное место для остановки на миграционном пути многих видов водно-болотных птиц. Их численность на пике миграционного сезона иногда превышает 120 тыс. За 20 лет мы окольцевали здесь более 40 тыс. куликов. У нас большой задел по изучению их гнездования: хорошо овладели методиками поиска гнезд, отлова птиц на гнездах, поиска и кольцевания птенцов.
Сейчас основной объем кропотливой работы по проекту выполняет магистрантка ИПНК НАН Беларуси Анастасия Кислякова – это тема ее магистерской работы, а впоследствии и диссертации», – рассказала научный руководитель проекта от белорусской стороны, ведущий научный сотрудник лаборатории орнитологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Наталия Карлионова (на фото).
Рассматриваются этапы: сколько времени птицы тратят на ухаживания и постройку гнезда; сколько – на насиживание (какие роли у самки и самца); какова доля каждого родителя в заботе о потомстве. Кулики – универсальная группа для исследований, в ней есть все три варианта брачной стратегии: классический – о птенцах заботятся самец и самка, либо только самка, и наоборот – только самец. По проекту команда наших ученых изучает на Туровщине в основном чибисов – представителей подотряда куликов. Чибис – один из многочисленных видов на пойменных лугах Полесья, может гнездиться с достаточно высокой плотностью: в хорошие годы, на одном острове ученые могут наблюдать за десятью семьями одновременно. Ввиду их примечательной внешности и развитому половому диморфизму, по этим птицам можно набрать массовый материал для реализации основных целей проекта. По подсчетам в этом году на Туровском лугу гнезд чибиса было около 250.
Развод по-птичьи
«У белорусских чибисов за потомством ухаживают самец и самка, но не в равной доле. Других случаев мы не фиксировали, – говорит Наталия Викторовна. – Для того, чтобы выборка была репрезентативной и отражала картину, приближенную к реальности, необходимо сделать наблюдения за тридцатью отдельными парами, затем проследить судьбу и насиживание их гнезд и поведение птенцов. Это очень трудоемко, т.к. внешние условия постоянно меняются: кто-то исчезает, кого-то съедают, подросшие птенцы уходят на другие, малодоступные для наблюдателя территории. За взрослыми птицами наблюдения стартуют в конце марта – начале апреля, когда птицы начинают демонстрировать брачное поведение, строят гнезда, насиживание кладок происходит на протяжении апреля – начала мая, забота о потомстве – в середине – конце мая. К концу гнездового сезона уровень воды значительно снижается и поднимается высокая и буйная растительность, что очень сильно ограничивает наблюдения за птицами в трубу с берега. В текущем году удалось проследить все этапы брачного поведения на 16 гнездах чибиса.
Чтобы отследить насиживание кладок, узнать, кто из партнеров и какое время проводит на гнезде, рядом с ним мы устанавливаем и маскируем под окружающий ландшафт небольшие веб-камеры. Необходимо записать видео на протяжении трех суток из жизни птиц. В это время есть возможность зафиксировать факты разорения гнезд, уточнить видовой состав хищников. В прошлом году на камеру попало много таких моментов. Стоял низкий уровень воды, защитные условия среды были понижены. На начальном этапе гнезда разоряла серая ворона. Затем среди «налетчиков» встречались бродячие собаки, лисы, ежи, белый аист и луговой лунь. В этом году под наблюдением было около 30 гнезд, и мы не зафиксировали ни одного разорения».
Чибисы прилетают в первую декаду марта. Кулики в основном наземно гнездящиеся виды: гнездятся открыто, на траве, самец роет ямку для гнезда своей грудью, выкручивает пируэты в воздухе, привлекая подругу. В кладке 4 яйца. Дальше у чибисов зафиксированы разные сценарии, которые могут немного отклоняться от традиционных, присущих этому виду кулика – где самец и самка от начала до конца находятся вместе: насиживают по очереди гнездо, заботятся о своем потомстве (греют и защищают от хищников). Предварительный анализ видео гнезд показал, что в первую часть насиживания на гнезде чаще всего регистрируется самка, и только к концу гнездования время пребывания самца на гнезде сравнивается, а то и превышает время нахождения самки. Вероятно, это требуется, чтобы маме-птице получше подкормиться. Ведь затем она снова будет проводить большую часть времени с птенцами, грея и защищая их. Есть самцы, которые, начав насиживание с одним партнером, на этом же острове могут завести себе вторую «жену», которая прилетает немного позже. В этом году на Туровском лугу ученые нашли двух таких «кавалеров», у которых достоверно было зафиксировано два гнезда.
Первая самка может остаться без своего партнера, если есть второе гнездо, к которому может перейти самец. Но птицы каким-то образом распределяют время. Наталия Карлионова замечает: не было случая, чтобы наши ученые находили брошенных птенцов. Соответственно, и один партнер способен вырастить потомство.
Елена ПАШКЕВИЧ
Фото из архива Н. Карлионовой