10.06.2025 №24
Белорусские археологи в прошлом году проводили раскопки по всей Беларуси, но главным объектом
изучения оставалось городище на реке Менке. В мае они подвели итоги во время научной конференции. О том, что интересного обнаружили ученые, рассказал заведующий Центром археологии Беларуси Института истории НАН Беларуси Алексей Авласович.
Шило в земле не утаишь
В прошлом году белорусские археологи продолжали работу над выполнением проекта по проведению археологических раскопок на городище реки Менки. Перед учеными была поставлена задача выяснить, где именно появился Минск. Исследования проходили на разных участках этого комплекса: на большом, малом городище и четырех селищах. В раскопках также принимали участие более 270 студентов из 17 вузов страны. В 2025 г. археологический сезон здесь традиционно открылся раскопками участка, связанного с ювелирным ремеслом. Работы ведутся под руководством заведующего отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории НАН Беларуси Андрея Войтеховича. Уже в первые дни исследований в культурном слое обнаружено железное шило, датируемое X в. Этот артефакт может быть связан с ювелирным или кожевенным производством, что подтверждает гипотезу о функционировании специализированной ремесленной зоны на территории комплекса.
«На Менке встречались традиционные находки, датируемые X–XII вв. Многие были завезены из Византии, Скандинавии, Ближнего Востока и Западной Европы, с которыми наши предки вели торговлю. Сохранились торговые пломбы разных городов и княжеств – свидетельства того, что товар пришел в целости-сохранности, «упаковка» не вскрывалась посторонними. Очень хорошо представлены предметы поясной гарнитуры: различные пряжки, скандинавские фибулы. Их по большей части могло себе позволить дружинное сословие. Находили женские украшения: бусы из горного хрусталя, сердолика, бронзовые браслеты. Попадались типичные для того времени кольца от кольчуги, наконечники стрел, а также ножи. Они прошли реставрацию в нашем новом отделе научной консервации археологических артефактов – эту работу проводила заведующая Анастасия Костюкевич. Процесс коррозии остановлен. Пока они находятся у нас, служат для написания научного отчета, а в дальнейшем, вероятно, пополнят фонды какого-нибудь музея», – говорит А. Авласович.
Ученые нашли также изделия из шифера – это такая каменная порода, которую использовали в разных целях. Она очень податливая, из нее можно сделать пряслица для обработки пряжи. Его надевали на веретено, и оно придавало центробежную силу, чтобы легче наматывалась нить. Богатые люди заказывали из шифера усыпальницы – саркофаги из больших каменных плит розового цвета.
Попадались византийские и европейские монеты из серебра. В то время серебро еще не научились подделывать, оно было чистым, но с естественными природными примесями, которые занимали не более 1%. «А вот позолоченная пуговица, скорее всего, принадлежала представителю духовного сана, потому что на ней изображен лик Христа. Одна из знаковых находок – секира, она очень сильно напоминает топоры датского типа, но отличается накладками и имеет проушины, типичные для Восточной Европы. Наверное, мастер взял самое лучшее от двух типов и смешал воедино. Еще один артефакт – точильный брусок, его носили на поясе вместе с ножом, копоушкой и кресалом, – предмет первой необходимости в то время. Помимо разных наконечников стрел, копий и топоров, нашли кистень – ударное орудие ближнего боя, состоящее из рукоятки и прикрепленного на цепочке или кожаной веревочке грузика грушевидной или шаровидной формы. Во время битвы им старались попасть по голове. От баллистического шока не спасал даже шлем», – рассказывает археолог.
Попадались также железные изделия, как правило, сделанные местными ремесленниками, но по заграничным образцам. Например, скандинавы научили наших предков делать гвозди. Ученые нашли клепку, которая могла быть корабельной. Такими крепежами викинги сшивали доски драккара – парусно-гребной ладьи.
Подводные исследования и не только
Продолжалось исследование Кривинского торфяника, расположенного на границе Бешенковичского и Сенненского районов. Он считается одним из самых известных комплексов неолита и бронзового века на территории Восточной Европы
«На Могилевщине проходят исследования курганных могильников. Было раскопано несколько насыпей, нами обнаружены интересные дохристианские материалы первых славян, которые заселили эти территории во второй половине X века и позднее трансформировались в радимичей. В одном кургане обнаружены кальцинированные кости сразу двух человек, предположительно, мужчины и женщины, потому что среди тех вещей, которые не сгорели, были оплавленные бусы и мужские поясные накладки, а также фитильные палочки. Возможно, похоронены муж с женой. Не исключено, что ее муж умер первым, а ее убили и сожгли вместе с ним. В те времена это было узаконенным, потому что язычники верили, что после смерти женщина может попасть на небеса только с мужчиной», – поясняет ученый.
Вместе с дайвинг-клубом «Морской пегас» продолжались подводные исследования на Березине, на месте переправы армии Наполеона, бежавшего из Москвы. Традиционно на дне реки фиксируются предметы воинской амуниции: застежки, пуговицы. Интересно, когда встречаются пуговицы с номером подразделения, в котором служил солдат: таким образом археологи могут проследить движение войск. Так, например, у французов были свои пуговицы, а у швейцарцев свои.
Исследования проводились в Витебске, со дна Двины извлекли несколько десятков копий разных времен от XVI до XIX в. Сейчас артефакты находятся на консервации, часть уже готова и экспонируется.
Продолжалось изучение стоянки Огова, памятника раннего палеолита в Ивановском районе. Найденные артефакты – кремниевые отщепы и различные чопперы возрастом свыше 250 тыс. лет. Возможно, там жили первобытные племена даже старше, чем неандертальцы.
В этом году исследования на этих объектах учеными будут продолжены. Белорусская земля таит еще массу тайн и загадок.
Елена Гордей, «Навука»
Фото из архива А. Авласовича и телеграм-канала Института истории