21/01/2025 №4

Как сейчас создаются сельхозтехника и оборудование для упаковки, переработки в АПК? В чем специфика
работы инженера-конструктора? И почему важно укладываться в предельно сжатые сроки? Узнали об этом, побывав в техническом отделе Экспериментального завода НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства.
«Именно этот отдел сегодня определяет стратегию развития всего предприятия. Он, образно выражаясь, – «мозг» завода, – отмечает директор Александр Близнюк (на фото – с сотрудниками отдела). – Конструкторы умеют уловить тот момент, когда тот или иной вид продукции будет востребован, оперативно разработать и внедрить его в производство».
В качестве примера руководитель привел новую картофелесажалку, работа над созданием которой сейчас завершается. Новинку обещают презентовать на выставке «БЕЛАГРО-2025».
«Долгое время картофелеводы использовали проверенную картофелесажалку СК-4, но на данный момент она уже устарела, – поясняет А. Близнюк. – Нами было принято решение разработать современную альтернативу. Проанализировав то лучшее, что есть сегодня на рынке в данном сегменте, создали свою СК-430 (на фото). Полностью – «плод» усилий именно наших конструкторов. Уже в нынешнем году наблюдается большой спрос на этот агрегат. Ведь пока такой машины еще нет рынке. Ее, конечно, произведут , но мы стали первыми, а это главное. Как и то, что наша машина будет в 2 раза дешевле импортных аналогов, что позволит нашим фермерам не завозить аналоги из-за рубежа».
Не исключено, что после выхода на рынок новинка станет настолько же успешной, как и созданный недавно на Экспериментальном заводе буртоукладчик (БУМ) для сахароперерабатывающих предприятий. Как и при разработке БУМа, от начала разработки до постановки на производство новой картофелесажалки пройдет около трех месяцев, уверенно говорит А. Близнюк.
Начальник технического отдела Андрей Тузиков на предприятии – 11 лет. В течение последних четырех руководит работой инженеров-конструкторов.
«Специфика работы такова, что приходится постоянно отслеживать рынок сельхозмашин, оборудования, которые мы производим, – отмечает собеседник. – Внимательно знакомимся с тем, что предлагают конкуренты. Стараемся не отставать от них, а где-то – и опережать».

Белорусские конструкторы говорят: просто копировать чужое – не наш путь, по итогу в готовом образце должна быть большая составляющая именно воплощенных оригинальных идей, подходов, решений.
«Важна в нашем деле слаженная командная работа, – рассуждает А. Тузиков. – Над тем же БУМом трудился весь наш отдел. Пришлось провести немало технических советов, чтобы оперативно решать возникающие вопросы, предлагать какие-то решения».
За счет того, что внедрена эффективная командная работа, укладываться по любой разработке даже в такие сжатые сроки, считает начальник технического отдела, вполне реально.
«У нас в отделе налажена технологическая обработка документации. Позволяет определяться с теми или иными деталями: насколько они технологичны, могут или не могут быть изготовлены на нашем заводе, – говорит А. Тузиков. – Если такой возможности нет, стараемся размещать заказы на изготовление нужных деталей на сторонних предприятиях. Нужно, чтобы необходимые комплектующие были готовы в срок и в нужных кондициях. Коллеги с производства постоянно вникают в нашу работу: могут по ходу дела что-то посоветовать, подсказать, поделиться своим видением. Прислушиваемся ко всем.
На ближайшую перспективу планируем работу над техникой, которая будет полностью автоматизирована, при минимальном участии человеческого труда. Это машины по дозировке, упаковке и др. ИИ пока присутствует лишь в программах, с которыми работаем. Пока что создание деталей остается прерогативой человеческого ума. В машиностроении пока широкого применения ИИ не наблюдается, но в работе конструктора, конечно, отдельные элементы его используются».
Заместитель начальника технического отдела, инженер-конструктор Дмитрий Веремей добавляет: работа в отделе бывает разной, но в ней обязательно присутствует элемент творчества.

«Вообще, в любой машине важна каждая, даже самая маленькая деталь, и нам нужно уметь «увидеть» ее конечную форму, – рассказывает Д. Веремей. – Ведь на выходе должен получиться полноценный, сбалансированный продукт. Когда закончим с этим агрегатом, послушаем коллег из отдела, который проанализирует рыночные тренды – в дальнейшем возьмемся за следующую машину. Можем и сами что-то предлагать, создавать опытные образцы, которые, не исключено, пойдут в серию»
2024 год был достаточно успешным для завода. Предприятие поставило 6 БУМов на белорусские сахарные заводы, заключены договоры на поставку еще пяти. Запланировано по году произвести 15 СК-430 и все их реализовать в Россию.
Достигли рекордного для НАН Беларуси показателя по выручке на одного работающего – она составляет более 265 тыс. руб. Средняя заработная плата по предприятию за 2024 г. – 3600 руб., соответствующее поручение руководства академии перевыполнено. В планах на текущий год – достичь уровня средней заработной платы в 4000 руб.
Инна ГАРМЕЛЬ
Фото автора, «Навука»