24.07.2017/№30

Специалисты утверждают, что льняное масло – «царь всех масел».
Отправляясь в магазин за подсолнечным или оливковым маслом, мы обязательно обнаружим на продуктовых полках их льняного тезку. Специалисты утверждают, что льняное масло – «царь всех масел». Радует одно: спрос на полезный продукт растет с каждым годом. И немалая заслуга в этом ученых Института льна НАН Беларуси.
Несмотря на то, что масличный лен – ценная техническая культура, площади посевов которой в мировом сельскохозяйственном производстве ежегодно достигают почти 3 млн га, в Беларуси он – новичок. Наши предки издревле выращивали лен-долгунец, из него и получали масло, не зная его масличного собрата. Сравните их свойства – от 42 до 50% масла против максимума в 38% у долгунца.
Селекцией масличного льна белорусские ученые начали заниматься в начале 2000-х – с момента основания Института льна.
Льняное масло идет не только в пищу, но и широко применяется в лакокрасочной, кожевенной и мыловаренной промышленности, для изготовления линолеума и клеенки. Ну а как ценному пищевому продукту ему почти нет равных: 1 весовая единица по своей питательной ценности заменяет 2,25 единицы сахара, 4 единицы хлеба и 8 единиц картофеля.
«К этой замечательной и полезной культуре в Беларуси пока наблюдается неоправданно прохладное отношение, – комментирует директор Института льна Иван Голуб. – Мы давно просчитали, что она имеет огромные перспективы. И оказались правы. Казахстан не занимался масличным льном, а сегодня им засеяно 500 тыс. га, в России – 700 тыс. В Канаде ежегодно засевается льном масличным около 1 млн га, поэтому странам бывшего СССР необходимо быстро догонять мировых лидеров по возделыванию масличных культур».
В 2015–2016 годах в Беларуси под масличный лен было засеяно около 3 тыс. га. В этом – 1,8 тыс. га. А ведь при хороших климатических условиях и тщательном соблюдении всех агротехнологических требований с гектара льна можно получить тонну масла.
«Масло льна – концентрат омега-3 и омега-6 кислот. Не случайно канадский или американский врач назначит человеку, у которого начало «барахлить» сердце, 2–3 чайные ложечки в день льняного масла. Оно не только обеспечивает профилактику инсультов, но и облегчает течение сахарного диабета. Столовая ложка семян льна каждый день в течение месяца снижает уровень сахара и холестерина в крови», – рассказывает И.Голуб и предлагает просчитать экономический эффект: – В Беларуси в ежедневном потреблении льняного масла нуждается почти миллион человек. Если каждый из них съест около 2 кг в год, тогда понадобится засевать масличным льном 5–6 тыс. га. Но, учитывая полезность культуры, можно умножать эту цифру в несколько раз. Плюс площади под лен-долгунец, который занял в нынешнем году 47 тыс. га. Впрочем, мы не предлагаем увеличить посевы единовременно и по максимуму. Жизнь покажет, сколько в итоге нужно.
Белорусские сорта неплохо зарекомендовали себя в различных регионах страны. Сегодня больше всех масличный лен высевает Гродненская, Витебская и Минская области. Однако первопроходцем когда-то стала Брестчина. В Дрогичинском районе одна из частных фирм стала первой получать льняное масло на местном сырье. И хотя ее оборудование способно давать 200 т в год, выпускает она не больше 50 т.
Стоит учесть и другие цифры. «Сегодня в Беларусь завозятся из-за рубежа белковые добавки на 200 млн долларов. А ведь масличный лен ничуть не хуже. Белок, входящий в его состав, по своему объему в разы превосходит составную часть белка бобовых культур. По приблизительным расчетам 1 га посева масличного льна обеспечивает экономические показатели 1 га озимой пшеницы с урожайностью 42 центнера. Льняной жмых содержит до 25% переваримого белка и до 32% безазотистых экстрактивных веществ. Такой жмых приравнивается к 1,14 кормовой единицы», – утверждает И.Голуб.
В Институте льна готовы обеспечить семенами масличного льна всех желающих: от фермеров до крупных хозяйств. «Были годы, когда мы получали по 100 т семян. Реализация в Беларуси шла плохо, зато активничали россияне. В этом году наши выкупили все заготовленные 100%. Очень много забрала Минская область, в прошлом году лидировала Витебщина», – говорит руководитель лаборатории масличного льна Елена Андроник.
За последние годы Институтом льна создано 5 новых сортов: Брестский, Опус, Илим, Салют и Фокус. Два последних показали лучшие результаты по урожайности и содержанию масла в семенах. Зато Брестский стал универсальным, проявив себя еще и поставщиком хорошего волокна.
Визир, Альянс и Дар – в ближайшее время завершатся госсортоиспытания этих трех новичков. На создание нового сорта у ученых уходит от 8 до 10 лет. Отдельные виды льна-долгунца разрабатывались 15 лет. Как признаются специалисты, сократить сроки можно, но при хорошем солнце. Например, французы высевают лен сперва у себя, а потом везут его на поля знойной Аргентины. Мы себе такого позволить не можем.
«Сегодня в мире не рекомендуется употреблять в пищу масло льна-долгунца, поскольку использование химических удобрений не несет пользы здоровью человека. Мы же, зная, что лен идет на пищевые цели, применяем химию по минимуму. А там, где он будет использоваться в медицине, и вовсе исключаем удобрения, – резюмировал И.Голуб.
Вячеслав БЕЛУГА
Фото автора, «Навука»