06.03.2017/№10

В годину суровых испытаний представительницы «слабого пола» подставляли плечо мужчинам не только на трудовом фронте,
а и на огневом рубеже.
Такие случаи имели место и в годы Первой мировой войны. Наиболее ярким и показательным из них является формирование женских батальонов смерти и их участие в сражениях, в том числе и на территории Беларуси.
Завершался третий год мировой войны. В соответствии с военной конвенцией стран Антанты и под нажимом союзниц России по этому военному блоку, Англии и Франции, шла подготовка очередного наступления русской армии против австро-германских войск. На территории белорусских губерний в то время занимали позиции на линии Видзы, Поставы, Сморгонь, Барановичи, Пинск войска российского Западного фронта. Корпусами 10-й армии этого фронта планировалось осуществление прорыва фронта германских войск на 20-километровом участке в районе Крево.
Однако уставшие от трехлетней войны и распропагандированные партиями революционной демократии солдаты отказывались наступать. Чтобы оказать на них моральное воздействие, сюда был направлен сформированный в мае 1917 года 1-й Петроградский женский батальон смерти под командованием Марии Бочкаревой (на фото).

По прибытии в Молодечно батальон был прикомандирован к 525-му Курюк-Даринскому пехотному полку 132-й пехотной дивизии 1-го Сибирского корпуса и группами по 30-40 человек распределен по ротам батальонов этого полка.
После трехдневной артиллерийской подготовки корпуса (не в полном составе) 10-й армии перешли в наступление. Занимая позицию, по словам одного из командиров батальонов, он, оказавшись в положении, когда каждый стрелок на счету, вынужден был поставить воинов-женщин в положение обыкновенных солдат, и они заняли место в окопах в 10 шагах друг от друга и в нескольких шагах от стрелков-соседей.
Немцы неоднократно переходили в контратаки, а у наших на исходе были патроны, ручные гранаты – запасы их пополнялись с большим трудом и не всегда. Многие не выдерживали, оставляли окопы и уходили в тыл. Командиры рот и батальонов стремились удержать солдат на линии фронта, заставить сражаться с противником. При этом помощь командованию оказывали бойцы женского батальона. Они уговаривали малодушных остановиться и занять место в окопах, затем организовать контратаку, в которой и сами принимали участие. В результате противник был отброшен.
В рапорте командир батальона смерти прапорщик Мария Бочкарева отмечала ту сложную обстановку, в которой девушки сражались: неприятель сильно обстреливал; в разведку мужчины не пошли, пришлось ей пойти с командой из нескольких девушек; солдат в окопах осталось очень мало; с наступлением темноты необходимо было выставить секреты и дозоры, в которые солдаты отказались идти «на верную смерть».
Находясь на боевой линии, женщины-воины кроме отражения атак выполняли другие поручения командования. Евгения Анчурова под сильным пулеметным обстрелом противника принимала участие в восстановлении линии телефонной связи. При этом командир роты прапорщик Усович, по словам его донесения, «особенно был поражен ее хладнокровием и мужеством». Пять девушек под обстрелом противника принимали участие в доставке сражающимся в окопах огнеприпасы. Еще четыре были назначены на перевязочный пункт вместо выбывших раненых санитаров. Одна из добровольцев женского отряда, находясь при пулеметной команде, беспрерывно наблюдала за противником, корректировала пулеметный огонь. При отступлении роты она настояла на том, чтобы пулеметчики остались на месте и продолжали поражать противника. При этом в окопы не доставлялось продовольствие, и в течение двух суток воины сражались не только без сна и отдыха, но и без еды и питья. В своих донесениях в штаб полка командиры просили «прислать хотя бы хлеба».
Почти за двое суток 525-м полком, в составе которого был женский батальон М.Бочкаревой, было отбито 14 атак германцев с большими потерями для них. Немалые потери понесли и защитники занятой позиции. В частности, в женском батальоне убиты 2 и ранены и контужены 33 женщины-воина, две пропали без вести. Таким было их боевое крещение.
Женщинам-воинам командиры дали высокую оценку: они «вели стрельбу энергично, не прятались»; «не только старались быть не хуже других, но подавали пример доблести»; «выполняли обязанности каждая безукоризненно», были «привержены дисциплине»; «своей работой добровольцы женской команды показали, что звание воина русской революционной армии им присуще». «По чести и совести» признавал командир 6-й роты подпоручик Кервалидзе женщин-воинов Казабойм, Екатерину Луид, Анну Прохорову и Анну Ценарскую «достойными награждения Крестами Святого Георгия 4-й степени» за «безукоризненное выполнение обязанностей», участие в захвате и удержании линии, оказавшейся «прорывом».
В этом году исполнится 100 лет со дня этого сражения на белорусской земле. До сих пор боевой эпизод с женским батальоном был мало известен. Сегодня мы напомнили о нем для того, чтобы почтить память и отдать дань уважения подвигу женщин-воинов.
Михаил СМОЛЬЯНИНОВ,
ведущий научный сотрудник отдела военной истории Беларуси
Института истории НАН Беларуси