24.10.2016/№43

image

Результаты проведенного социологического исследования современного общества показали,

что в тройку лидеров ценностей белорусов (в порядке убывания) вошли здоровье, семья, дети. Ценностями-аутсайдерами оказались власть, общественное признание, известность, репутация. Какие выводы можно из этого сделать? Специалисты Института социологии НАН Беларуси осуществили социокультурный анализ современного белорусского общества, который и является социологическим «маркером» цивилизационно-культурного кода.
 
В результате осуществления факторного анализа было выделено 7 базовых ценностных групп: «материально-гедонистические» − большие деньги, власть; возможность получать любые удовольствия при отрицательной значимости ценностей «дети» и «здоровье»; «нравственно-гражданские» − вера; долг перед Родиной; помощь людям при низкой значимости материальных ценностей; «образовательно-профессиональные» − знания, познание мира, людей, образование, интересная работа, профессия, карьера, высокое положение в обществе; «личностная самореализация»; «семейный» − семья; дети при низкой значимости ценностей свободы, независимости; «любовь и творчество»; «душевное и физическое благополучие» − душевный покой, комфорт; здоровье при низкой значимости ценностей карьерных достижений.
 
Наиболее значимыми ценностями-средствами являются «семья», «жизненный опыт», «деньги» и «друзья». В набор тех инструментальных ценностей, которые практически не помогают респондентам справляться с жизненными трудностями, вошли «участие в политической жизни», «государство» и «наличие собственности». Отрицательное значение индексов имеют также такие ценности, как «престиж профессии», «занимаемая должность», «обращение к закону», «вера в Бога», «хорошее образование» и др.
 
Применение факторного анализа для инструментальных ценностей позволило выделить 5 векторов: «профессионально-статусный» – профессиональные знания, умения; хорошее образование; престиж профессии; информированность; занимаемая должность; нравственные качества; деловые качества; участие в политической жизни; обращение к закону; личный авторитет, известность, репутация; «социально-сетевой» – деньги; друзья; жизненный опыт; наличие нужных связей, знакомств; «правовой» – государство; участие в политической жизни; обращение к закону; вера в Бога; «имиджевый» – наличие собственности; личный авторитет, известность, репутация; наличие нужных связей, знакомств; «семейный».
 
Анализ показал, что ядром ценностной инструментальной иерархии является «семейный» и «социально-сетевой» ресурсы; следующие по степени включения в решение жизненных проблем – «профессионально-статусный» и «имиджевый». Периферийное положение занимает «правовой» ресурс.
 
Интересно, что в зависимости от региона проживания, возраста и гендерной принадлежности респондентов были зафиксированы статистически значимые различия выраженности разных ценностных векторов. Так, у женщин в большей степени выражен «семейный» вектор, у мужчин – несколько ярче представлен «имиджевый» ресурс. Низкие значения востребованности большинства ценностных векторов зафиксированы в Витебской области; в Минске – показатели самые высокие за исключением «семейного» вектора, который в столице не имеет самой высокой социокультурной ценности. В самой возрастной группе (55 и старше) в меньшей степени выражен профессионально-статусный вектор и в большей степени – семейный. В самой молодой группе более востребованным оказался социально-сетевой фактор.
 
Выявлена специфика социокультурного расслоения в современном белорусском обществе: «социокультурно активными», максимально использующими имеющиеся ресурсы, оказались 10,6% респондентов; «скорее активными» – 30,5%; «скорее пассивными» – 49,5% и наименее активными – 9,3%.
 
Если говорить о гендерной принадлежности, различия также есть. В группе «социокультурно активных» больше женщин в отличие от «пассивных», где больше мужчин. В зависимости от уровня образования обнаружена корреляционная зависимость: чем выше уровень образования, тем выше социокультурная активность респондентов. Статистически значимые различия зафиксированы также в зависимости от семейного положения респондентов: в группе «активных» большее количество лиц, состоящих в браке. Менее социокультурно активными оказались холостые. Результаты исследования указали на повышение социокультурной активности при наличии детей. Статистический анализ полученных в ходе исследования данных позволил выявить также значимые различия в зависимости от региона проживания и типа населенного пункта. Так, наиболее активными являются жители столицы и Минской области; соответственно наименее социокультурно активными оказались жители Витебской и Гомельской областей. Результаты исследования свидетельствуют также о том, что городские жители являются более активными, чем сельчане.

Ирина ЛАШУК,

заместитель директора по научной работе

Института социологии НАН Беларуси,

кандидат социологических наук

 

ЗАГОЛОВКИ НОВОСТЕЙ