26.09.2016/№39

Охота в Налибокской пуще на глухаря с давних времен считалась любимой забавой и времяпрепровождением знати.
Благо, птицы хватало и ее, даже очень пугливую и осторожную, добыть не составляло особого труда. А сколько было восторга от того, что скоро чучело трофея пополнит охотничью коллекцию вельможи. Будет чем всхвастнуть перед заезжими любителями острых ощущений.
Глухарь − крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники.
В прежнее время глухарь водился во всех сплошных лесах Европы и Азии, в Сибири на востоке до Западного Забайкалья, Олёкминска и Вилюйска. В XVIII−XX веках ареал и численность глухаря сильно сократились, местами он исчез. В Великобритании к середине XVIII века глухарь был совершенно истреблен, а затем завезен туда из Швеции в 1837 году и прижился.
Простой люд разными способами отлавливал тетерева да глухаря, чтобы пополнить свой скудный мясной стол. Две опустошительные войны прокатились по древнему лесу, не щадя ничего живого, в том числе и этих гордых птиц. Все вкупе поставило их на грань исчезновения, счет шел уже не на сотни, а на десятки. Пернатые нуждались в опеке человека, чтобы не оскудела фауна и флора наша. И помощь пришла.
В республиканском ландшафтном заказнике «Налибокский» в Воложинском районе создан питомник по выращиванию глухарей. Построен он за счет республиканского бюджета, а также средств, выделенных в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН. Задача его − ежегодно вселять в дикую природу 45-70 молодых птенцов, в ближайшей перспективе – продавать птиц на европейском рынке. Это позволит иметь не только определенную экономическую выгоду, но и способствовать сохранению уязвимого вида лесных обитателей.
Глухарь Майера, как называют его биологи, или западноевропейский подвид, насчитывает у нас около 400 особей, из них 160-180 гнездятся в Налибоках. Нынешней весной их стало на 4 меньше. На воле. Теперь они осваиваются в непривычном ограниченном пространстве вольера. Хотя над ними по-прежнему знакомый шум сосен и берез, все же естественная осторожность не покидает их. Специалисты по рекомендации ученых НАН Беларуси стараются максимально оградить их от стрессовых ситуаций, излишнего любопытства. Да и потомство не должно быть «ручным», не приспособленным к заведенному природой образу жизни.
Тетеревиные любят старые труднодоступные чащи с их размеренным спокойствием, отдаленностью от дорог и троп. Подобных в Европе практически не осталось. И у нас антропогенная нагрузка на леса возросла многократно. Но все равно это единственное место на континенте, где западноевропейский глухарь наслаждается вольницей. Она облюбована им в лесных угодьях от Воложинщины до Слонима и Лунинца.
Вскоре к старожилам присоединятся молодые птахи, которые покинут «дом родной», именуемый питомником. В нем они были окружены теплом и заботой. Не только благодаря технологическому оборудованию, но и человеческому участию. Теперь им предстоит продолжать свой род, производить жизнеспособное потомство.
Специалисты уверены, что так и будет. Опыт переселения беловежских зубров в Казахстан, а теперь и в Азербайджан подтверждает это.
Глухариный питомник – проект пилотный, его можно считать началом интересного эксперимента. Он позволит сохранить биоразнообразие нашей природы, предотвратить исчезновение одного из прекрасных творений ее. Чтобы гарантировать это, по мнению биологов, необходимо ежегодно пополнять популяцию не менее, чем 100 птенцами. Значит, предстоит, по меньшей мере, удваивать маточное поголовье. Егеря «Налибокского» знают гнездовья птицы и готовы без ущерба для нее к 4 особям добавить еще столько же.
Николай ШЛОМА