13.06.2016/№24

image

достигла значительного прогресса за последние несколько десятилетий.

Этому способствует развивающаяся мощными темпами дайвинг-индустрия, усовершенствование техники и теории погружения человека под воду. Появляются новые инструменты, растет число любителей дайвинга. Существенным является фактор высокой научной ценности найденных затопленных объектов: кораблей и их грузов, старых портовых сооружений, затопленных поселений и целых городов. Все эти объекты очень важны для изучения образа жизни разных исторических культур.

Большинство организаций, занимающихся подводной археологией, исследуют дно океана. Однако подводная археология − это не только работа в море, где покоятся овеянные легендами галеоны с грузом сокровищ. Много исторических объектов находится на дне рек, озер и болот. Их изучение проходит в сложных условиях при низкой температуре воды, плохой видимости либо ее полном отсутствии, сильной заиленности дна. Наградой за потраченные усилия становится возможность работать с уникальным научным материалом, сохранность которого часто превосходит аналоги, обнаруженные на суше. Без учета подводных артефактов невозможно полноценно исследовать многие сухопутные памятники.

Беларусь − не морская держава, но у нас в стране огромное количество разнообразных водоемов, озер, рек и болот, осушенных торфяников. За всю историю Беларуси накоплено немало подводных археологических объектов, начиная со времен мезолитических стоянок, средневековых походов и войн, заканчивая событиями недавнего времени. Косвенным свидетельством исторических перипетий являются легенды о затонувших сокровищах, провалившихся церквях и городах.

Территория нашей страны − фактически неограниченное поле для подводных исследований. В начале 2015 года между Институтом истории НАН Беларуси и дайвинг-центром «Морской пегас» было заключено соглашение о сотрудничестве по развитию подводной археологии в Беларуси.

image

В рамках этого соглашения создана постоянно действующая группа, состоящая из специалистов в разных областях науки и дайверов. В прошлом году осуществлен ряд подводных археологических разведок на территории Беларуси. Проведено более 30 экспедиций на 15 памятниках различных эпох. На некоторых объектах исследования проводились в зимнее время года. Это обусловлено возможностью более эффективной работы на поймах рек и в заболоченных местах. Для Беларуси это очень актуально, ведь наиболее сохранившиеся памятники находятся именно в таких труднодоступных местах. К тому же в зимних условиях промерзает болотистая почва, лед позволяет передвигаться и подвозить громоздкое оборудование к месту работ, совершать спуски прямо над местом исследований, облегчает фиксацию объекта и ориентировку на местности. Но самое главное, зимой существенно увеличивается прозрачность воды, уже не приходится работать наощупь.

Первые совместные исследования археологов из Института истории и дайверов из клуба «Морской пегас» прошли на Городищенском озере в январе 2015 года. Озеро расположено в 15 км на северо-запад от Пинска. Именно там состоялись первичные испытания инжекторной помпы с гидролифтом. Несмотря на незначительный результат в археологическом плане, экспедиция указала на проблемные моменты в подводных исследованиях.

Более успешными оказались исследования замка-крепости возле деревни Жабер Дрогичинского района Брестской области. Изучением истории замка и его разрушения занимаются не только археологи, но и историки.

image

Три прошедшие весной 2015 года экспедиции дали богатый археологический материал, были обследованы недоступные ранее части памятника. Уникальными для Беларуси стали находки мортирных бомб периода Северной войны (1700−1721 гг.).

Особое внимание группы подводных археологов было направлено на место переправы Великой армии Наполеона через восточную Березину возле деревни Студенка.

image

За сезон в окрестности этого населенного пункта было совершено 7 экспедиций. Благодаря низкому уровню грунтовых вод берега и старицы Березины стали доступными для полноценных надводных и подводных исследований. Выявленные артефакты впечатлили не только белорусских археологов, но и французских специалистов из Центра наполеоновских исследований.

Среди наиболее продуктивных подводных экспедиций 2015-го хотелось бы выделить исследования на торфяниковом поселении эпохи неолита-бронзы Крывина, поиски свидетельств сухопутной переправы возле пограничного замка полоцкого княжества на озере Мядель, уникальная находка деревянных затонувших судов в старом порту на Березине и многое другое.

В результате проведенных исследований начато формирование перечня объектов подводного археологического наследия. Ведется работа по их дальнейшему изучению, которая ранее не проводилась.

Сегодня обрабатывается информация о более чем 100 объектах, перспективных для дальнейшего подводного исследования. Запланировано участие в международных подводных экспедициях и обучение участников проекта по международной специализации − подводный археолог.

Однако не обходится и без сложностей. В настоящее время в научных учреждениях Беларуси не существует отделов и специалистов по подводной археологии, выполняющих постоянную планомерную работу, в отличие от соседних стран Европы, где проводятся долгосрочные исследовательские проекты.

image

За 2015 год только двое научных сотрудников прошли подготовку по подводному плаванию с аквалангом, еще два человека планируют обучение. Но необходима и специализированная подготовка по подводной археологии, которую можно получить только с привлечением иностранных специалистов ближнего и дальнего зарубежья. Требуется особое подводное снаряжение, а следовательно, и финансирование. Пока проект держится на энтузиазме и увлечении историей участников.

Нельзя не затронуть аспект сохранения подводного исторического наследия. В связи с возрастающим техногенным воздействием, интенсивным развитием подводной техники и дайвинга во всем мире, и у нас в стране этот вопрос становится все актуальнее. Невосполнимый ущерб наносят работы по углублению дна рек. При проведении подводных технических работ гибнут уникальные объекты и памятники археологии. В отличие от «сухопутной» археологии, практически нигде не проводятся спасательные исследования подводной части водоемов перед теми или иными строительными работами. Во многом это обусловлено юридическими пробелами в этой части и отсутствием информированности руководства на местах.

Особое внимание хочется уделить известной проблеме «черных копателей». К сожалению, они все чаще прибегают к поиску под водой. Как показывает мировой опыт, обеспечение охраны подводно-археологических объектов от уничтожения и организация более широкомасштабных исследований напрямую зависят от сотрудничества профессионалов и любителей. Принцип объединения энтузиастов подводного плавания, обладающих серьезным опытом погружений, оснащенных современным оборудованием, и ученых в области истории и археологии, позволяет эффективно использовать мощный потенциал в подводных исследованиях. Так работает большинство организаций в мире.

Очевидно, что ситуация с подводной археологией в Беларуси и растущая угроза утраты подводного культурного наследия должна объединить ученых и интересующихся историей аквалангистов искать пути выхода из создавшейся ситуации.

Сергей ЛИНЕВИЧ, Александр ВАШАНОВ,

Институт истории НАН Беларуси

Андрей ЛИХАЧЕВ, дайвинг-центр «Морской пегас»

ЗАГОЛОВКИ НОВОСТЕЙ