11.05.2016/№19

image

Минчане часто провожают любопытными взглядами необычный грузовик, который доставляет бумагу в Дом печати.

Этот раритет, можно сказать, осколок ленд-лиза. «Студебеккер». Для своего времени весьма мощный, строгий и вместе с тем довольно симпатичный американский автомобиль, даже комфортабельный по военным меркам. Он очень полюбился фронтовым шоферам за безотказность, простоту в техобслуживании. Ему не страшны были весенняя распутица, осенняя слякоть, зимние заносы. Три ведущих моста позволяли машине преодолевать любое бездорожье. Недаром на ее шасси монтировались реактивные установки гвардейских минометов, знаменитых «катюш».

image

Всего в СССР было поставлено в годы войны 430 тысяч грузовых «студебеккеров», «фордов», «шевроле» и других марок по знаменитому закону о ленд-лизе, принятому Конгрессом США. В июне 1942 года в Вашингтоне было подписано соглашение, по которому действие его распространялось и на Советский Союз (изначально для Великобритании и Франции).

Ленд-лиз в переводе с английского – сдавать внаем, брать в аренду. Это значит, попользовался – верни обратно. В данном случае то, что осталось не уничтоженным в ходе боевых действий. Ветераны наверняка помнят, как в морские порты победившей страны потянулись колонны автомашин, всякой прочей техники иностранного производства. Ее поджидали корабли под звездно-полосатым флагом с мощными прессами на борту. Они легко превращали доставленное добро в металлолом, который исчезал в необъятных трюмах сухогрузов.

В нашем колхозе под Борисовом еще в пятидесятые годы прошлого столетия исправно трудились «студебеккер» и «форд», но потом они неожиданно исчезли. Люди поговаривали, что их «засекли» американцы и потребовали сдать им. Ох как не хватало этих машин в скудном автотракторном парке хозяйства!

Раз за разом, в канун Дня Победы, особенно ее круглых дат, разгораются споры о вкладе союзников в разгром фашизма. То, что за океаном давно безоговорочно уверовали в праве на свою исключительную роль во Второй мировой войне, к сожалению, уже никого не удивляет. Они внесли решающий вклад в разгром нацизма, значит, победители – и всё тут!

Так каков был чисто материальный вклад наших союзников в священное дело уничтожения злейшего врага человечества – германского фашизма? То, что американцы и англичане в долг поставляли нам военную технику, амуницию, материалы, а также продовольствие, дискутируется до сих пор. Весомый аргумент в пользу того, что «благотворительность» оплачивалась валютой, тверже которой не бывает, то есть золотом и платиной, говорит тот факт, что регулярно, раз в месяц, в Магадан заходила американская подводная лодка за очередной «порцией» желтых слитков с надписью на каждом «СССР». Некоторые корабли, к сожалению, не доходили к местам назначения, немцам удавалось торпедировать их, пускать на дно с ценным грузом.

Такая участь постигла, скажем, английский крейсер «Эдинбург» с несколькими тоннами советского золота на борту. Его удалось поднять только в конце прошлого века. Недавно обнаружен на дне Атлантики американский корабль с 35 тоннами советской платины в трюмах, по сегодняшнему курсу – 3 миллиарда долларов!

Всего в ценах 1946 года США прислали в СССР товаров по ленд-лизу на 13 с лишним миллиардов долларов, Великобритания – на 430 миллионов фунтов стерлингов. В первую очередь тех, что покрывали дефицит. Так, 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами – подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами у нас тогда не было. Не было и промышленного производства радиолокаторов, поэтому запросили 1.803 комплекса из Англии.

Остро нуждалась Красная Армия в средствах связи. Ведь буквально на единицах танков и самолетов устанавливались радиостанции, и те далеко не отвечали требованиям войны. И вот благодаря союзникам удалось восполнить этот пробел в оснащении войск, что позволило значительно улучшить их управляемость. Ленд-лизовскими радиостанциями оснастили 150 дивизий, все бронетанковые и воздушные армии.

В фильмах о войне часто встречаются эпизоды, когда Сталин говорит по прямому проводу с Жуковым, командующими фронтами и армиями. Бесперебойную связь обеспечивала высокочастотная аппаратура (ВЧ), две сотни станций которой были доставлены из-за океана.

Советские танкисты и летчики, артиллеристы и пехотинцы могли непосредственно в бою оценить возможности и качество импортного оружия. После катастрофы наших ВВС в 1941 году особенно нуждались они в истребителях и бомбардировщиках, транспортниках. «Эйракобры», «Бостоны» достойно дрались с фашистскими стервятниками. Авиадивизия прославленного аса Александра Покрышкина была укомплектована в основном «кобрами». Всего их поставлено 4.952 штуки.

Да и советские «яки», «петляковы», «лавочкины» быстрее становились на крыло, благодаря «летающему металлу» – алюминию, 170 тысяч тонн которого прислала Америка.

image

Прибавьте сюда порох, взрывчатку, шины, авиационный бензин, различные материалы, сырье.

По импорту прибыл 1.981 паровоз (своих было изготовлено только 92), перегнали и переправили 13.875 истребителей, 3.633 бомбардировщика, 12.755 танков и САУ, 7.172 бронетранспортера (своих вообще не производили), 50.000 джипов, 8.218 зенитных орудий и др.

Особо следует сказать о поставках продовольствия, ведь немцы захватили территорию, на которой производилось 40% зерна в стране. Знаменитая американская свиная тушенка, прозванная остряками «второй фронт», яичный порошок, опять же нареченный «рузвельтовыми яйцами», галеты, мука, сухое молоко, сало, сливочное масло, шоколад. Специально для СССР в США освоили выпуск консервированного борща в банках и в сухом виде. Совсем не лишними были и 9 тысяч тонн семян различных культур, переброшенные морем для посевной кампании 1942 года.

Всего же Советский Союз получил 5 миллионов тонн продовольствия. Его достаточно, чтобы в течение 4 лет кормить десятимиллионную армию.

image

В разное время по-разному оценивали помощь союзников, но никто не сбрасывал ее со счетов Победы. Прославленный полководец маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков, к примеру, утверждал, что доля поставок по ленд-лизу составляла 4% и «говорить о решающей роли их не приходится». Бывший нарком внешней торговли Анастас Микоян подсчитал, что без помощи США война затянулась бы еще года на полтора. Но в Победе нашей никто не сомневался, ибо дело наше правое.

В приказе Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина по случаю праздника Первое мая 1944 года, когда Красная Армия громила захватчиков по всем направлениям, отмечалось: «Этим успехам в значительной мере содействовали наши великие союзники, Соединенные Штаты Америки и Великобритания, которые держат фронт в Италии против немцев и отвлекают от нас значительную часть немецких войск, снабжают нас весьма ценным стратегическим сырьем и вооружением, подвергают систематической бомбардировке военные объекты Германии и подрывают, таким образом, военную мощь последней».

А вот авторитетное мнение генерала армии, президента Академии военных наук, доктора военных и исторических наук Махмуда Гареева: «Американцы оказали нам солидную помощь, которая была очень нужна нашей стране в первые, самые трудные годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем нельзя преувеличивать объемы этих поставок, как это часто делается в зарубежной печати.

Все, что мы получили от США, составляет не больше 4% того, что производили сами. Из техники нам больше всего пригодились автомобили. Это позволило нам после 1943 года поставить всю артиллерию на механическую тягу, благодаря чему мы с успехом совершили ряд стратегически важных операций.

Сейчас нас иногда упрекают, что мы, мол, недооценили помощь союзников. Но нельзя забывать, что мы сражались с врагом один на один и понесли самые большие потери в этой войне. И за нашими спинами та же Америка могла спокойно организовывать свои войска и наращивать мощь. Конечно, помощь от США была нужна, и за это американцам спасибо. Но и они не должны забывать говорить спасибо нам за Победу».

Да, любая, даже самая совершенная техника, оружие остаются грудой металла без мужества и самоотверженности людей. А с этим у советского народа, в том числе белорусского, дефицита не было.

Николай ШЛОМА,

член Белорусского союза журналистов

ЗАГОЛОВКИ НОВОСТЕЙ