02.11.2015 / № 44
Академику Николаю Станиславлвичу КАЗАКУ 29 октября исполнилось 70 лет.
В наши дни успешные люди, всецело отдающиеся своей работе и при этом черпающие в ней новые жизненные силы, − большая редкость. Сегодня мы беседуем как раз с таким с поистине незаурядным человеком − известным физиком, академиком Национальной академии наук Беларуси, директором Института физики Николаем КАЗАКОМ, которому 29 октября исполнилось 70 лет.
− Николай Станиславович, говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. Вам же это удалось. Расскажите, пожалуйста, каким был Институт физики в 1998 году, когда вы стали его директором в первый раз? Что стало поворотным моментом в его развитии?
− Самым большим событием для меня было посещение Института физики Президентом нашей страны. Благодаря его участию, институт решил существенные проблемы, что значительно в дальнейшем продвинуло нас вперед. Например, появилась метрологическая база для лазерной техники, которая ныне служит не только нашему институту, но и всей Республике Беларусь, зарубежным коллегам. Была также открыта государственная научно-техническая программа «Лазер». (Теперь она называется «Оптиэл». − Авт.) И хотя тогда время было сложное, нам удалось поддержать хорошие отношения в международном плане, потому что Институт физики всегда отличался крепкими международными связями.
− Расскажите о ваших научных планах и о том, откуда вы берете силы на их реализацию?
− Каждый день я предпринимаю конкретные шаги для развития вверенного мне института. Основой для усовершенствования лазерной техники, оптического приборостроения, экспериментальных исследований, как и для науки в целом, являются поддержание существующих в Институте физики научных школ, стимулирование заинтересованности и карьерный рост наших сотрудников, а также обеспечение надлежащих условий работы. Это, к примеру, собственное оптическое производство. В данный момент мы прилагаем все усилия, чтобы его наладить: заканчивается ремонт специальных помещений, закупается оборудование, подбирается персонал.
Мы наметили также проекты, которые станут технологической базой для выращивания нитридных гетероструктур. Данное направление сейчас одно из самых передовых в мире. У нас ведется совместная работа с научно-инженерным республиканским унитарным предприятием «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций», с Министерством финансов, а именно с Департаментом Гознака, который занимается созданием систем защиты ценных бумаг, товаров, продукции от подделок. В связи с этим у меня возникла идея создать кластер, в котором бы велась совместная работа вышеназванных учреждений по тематике радиочастотных идентификаций. В Институте физики есть хорошие наработки по радиочастотным меткам на основе поверхностных акустических волн и многое другое. Это те новшества, воплотив которые, мы добьемся успеха, что послужит укреплению авторитета нашего института.
– А такое огромное желание работать было всегда? Кто являлся для вас примером?
− Я родился и вырос в деревне Дещенка, что на Узденщине, поэтому любовь к труду у меня привита с детства. Мне очень нравилось учиться. Особенно увлекала история. Более того, я даже всерьез думал стать археологом. Однако ни разу не пожалел о том, что посвятил свою жизнь физике. Никогда не ставил перед собой какую-то особую задачу, к примеру, стать руководителем. Я просто увлеченно работал на протяжении многих лет. Значительных результатов, как в научной, так и в организационной деятельности, достиг в тандеме со своими коллегами. Например, под началом Бориса Ивановича Степанова мне, тогда ученому секретарю института, работалось легко. Он был директором, и его стиль руководства помог многим ученым в то время добиться успеха. Я до сих пор с теплотой вспоминаю о нем. И с академиком Павлом Андреевичем Апанасевичем мы работали душа в душу. Однако закалил меня, научил мудрости своим примером, сыграл ключевую роль в моей судьбе академик Борис Васильевич Бокуть.
− Как вы отдыхаете от работы? Что вас увлекает помимо физики?
− Я так привык работать, что когда просто отдыхаю, лежа в шезлонге, то не могу это делать долго. Потом мне все равно нужно чемто заниматься. Таким активным отдыхом для меня стала моя дача, которую я полностью построил сам: все, кроме окон и дверей. Теперь я помогаю своему сыну с обустройством его дома, который также сделан в основном моими руками: и пол, и печка, и камин, и лестница, конструкцию которой придумал тоже я. На мой взгляд, человеку иногда нужно отвлекаться от основного вида деятельности. Кроме работы на даче люблю читать книги на историческую тематику. Мне интересны вопросы этногенеза белорусов, развитие древних цивилизаций мира. Вавилонская, Шумерская, Египетская − все древние цивилизации интересны по-своему. Многие знания, полученные античными учеными, до сих пор лежат в основе современного научного знания. Например, книга по геометрии Евклида не потеряла своей актуальности и сегодня.
− Ваша супруга − майор милиции. Трудно было ужиться двум сильным личностям?
− Я иногда шучу, что я «всю жизнь под следствием». Хотя если серьезно, мы прожили уже почти 50 лет, и главное в нашей семье было то, что мы вместе строили нашу жизнь. Всего добились собственным трудом, воспитали двоих детей, у нас подрастает двое внуков.
– У вас свой гибкий подход к молодым специалистам…
− Я придаю большое значение молодежи. И мне важно, чтобы защищались молодые ученые. Поэтому дирекцией приняты определенные усилия для решения этой задачи. Мы проанализировали наш кадровый состав. Оказалось, что 40 молодых специалистов давно не перемещались по карьерной лестнице. 38 человек мы аттестовали и перевели на более высокие должности. Ведь моральный фактор тоже очень важен для молодого ученого. Одно дело быть стажером младшего научного сотрудника, другое − старшим научным сотрудником. К тому же примерно 40 человек из числа молодежи не являются кандидатами наук. В ближайшее время будут рассмотрены тематики их диссертаций, заслушаны отчеты научных руководителей. Работа в этом направлении будет вестись по недавно утвержденному плану защиты кандидатских диссертаций. Так, в текущем году ожидается защита 8 человек. Это позволит повысить их заработную плату, даст толчок к дальнейшему карьерному росту.
Отношусь к молодежи так, потому что сам чувствую себя молодым. Ощущение возраста приходит только тогда, когда у человека мало дел. Я же не ощущаю возраст, поскольку очень люблю свою работу, всецело отдаюсь ей.
Беседовала Светлана КАНАНОВИЧ,
«Навука»
Редакция газеты «Навука» присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает Николаю Станиславовичу дальнейшей плодотворной работы!