05.02.2018/№6

Работа ученых ИБОХ НАН Беларуси вошла в ТОП-10 результатов в области фундаментальных и прикладных исследований.

Ученые Института биоорганической химии НАН Беларуси (ИБОХ) приблизились к пониманию молекулярного механизма подавления иммунитета человека микобактериями туберкулеза, что позволяет разработать противотуберкулезные препараты нового поколения.

Научная команда, в составе которой сотрудники ИБОХ Анна Василевская, Алексей Янцевич, Геннадий Сергеев, Сергей Усанов и Андрей Гилеп, стала изучать Mycobacterium tuberculosis в 2006 году. Тогда совместно с Институтом экспериментальной ветеринарии им. С.Н.Вышелесского НАН Беларуси по проекту ГНТП разработали диагностическую систему, которая определяет ДНК патогенных микобактерий, вызывающих туберкулез легких и костей у крупного рогатого скота. Эта система позволила предотвращать заражение и человека.

«Некоторые ученые утверждают, что практически 80% населения являются носителями Mycobacterium tuberculosis. Раньше считалось, что аналогичный возбудитель у крупного рогатого скота не способен инфицировать человека. Сейчас это утверждение пересматривается. Важно понять, каким образом бактерии способны жить годами и десятилетиями в организме и быть незамеченными», – рассказал академик-секретарь Отделения химии и наук о Земле НАН Беларуси Сергей Усанов.

Принятие профилактических мер и оптимизация существующих схем терапии в нашей стране за последние годы снизили заболеваемость. Но ученые всего мира стали отмечать резистентность данной бактерии к существующим лекарственным средствам. Росли случаи ее устойчивости к лекарственным препаратам первого ряда (изониазиду и рифампицину). Лечение резистентных форм туберкулеза требует длительного (около 2 лет) и дорогостоящего лечения. Чаще стала встречаться устойчивость к любому из фторхинолонов и к одному из инъецируемых противотуберкулезных препаратов. А в последние годы описаны даже штаммы, резистентные ко всем существующим препаратам.

Механизмы устойчивости микобактерий туберкулеза к действию иммунной системы человека и противотуберкулезных препаратов ученые ИБОХ изучали в двух проектах: совместно с Office of Cyber Infrastructure and Computational Biology of NIAID NIH (США) и с Сибирским отделением РАН при финансовой поддержке БРФФИ. Химики обнаружили совершенно новый механизм устойчивости Mycobacterium tuberculosis к действию иммунной системы человека. В частности, впервые в мире показали, что фермент этой микобактерии инактивирует витамин D, который важен не только для развития костной ткани, но и имеет решающее значение для работы иммунной системы. Статья с итогами исследований была опубликована в научном журнале The Journal of Steroid Biochemistry and Molecular Biology.

Достижение белорусских химиков позволило сделать важный шаг в мировой науке на пути целостного изучения молекулярного механизма подавления иммунитета человека микобактериями туберкулеза. В дальнейшем ученые планируют изучить и другие ферменты группы монооксигеназов, а также то, как они вовлечены в патогенез Mycobacterium tuberculosis. Понимание этих процессов позволит разработать эффективные противотуберкулезные препараты и комбинированные схемы терапии.

Купить закладки экстази в Химки Валентина ЛЕСНОВА