12.09.2023 №37
«Болезнь легче предотвратить, чем лечить» – эта аксиома знакома давно и врачам, и пациентам.
Своеобразным замком для «хворей», пытающихся взломать двери организма, становится вакцина, особенно если дело касается гриппа или COVID-19, который хоть и снизил активность, но никуда не ушел. Как обстоят дела с разработкой вакцин в нашей стране? Об этом и многом другом беседуем с директором Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси и руководителем Центра вирусологии Андреем ГОНЧАРОВЫМ.
– Андрей Евгеньевич, на базе вашего института функционирует Центр экспериментальной и прикладной вирусологии. Расскажите о нем подробней.
– Центр (на фото – его сотрудники) создан 12 января 2021 г. по инициативе Председателя Президиума НАН Беларуси Владимира Григорьевича Гусакова. В течение двух лет согласно распоряжению Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко проводилась реконструкция центра, создавались условия для эффективной и безопасной работы с патогенами. Она завершилась в июне этого года, сотрудники приступили к работе. Для реализации поставленных задач сформирован междисциплинарный научный коллектив, способный выполнять исследования в области вирусологии, иммунологии, клеточной биологии и смежных дисциплин.
В числе задач центра – комплексное исследование вирусов, вызывающих опасные инфекционные заболевания; разработка методов их быстрого выявления в биологических образцах и окружающей среде; скрининг на территории Республики Беларусь потенциальных носителей инфекций, представляющих наибольшую опасность; создание вакцин разных типов.
За два года работы совместно с коллегами из РНПЦ эпидемиологии и микробиологии получен прототип вакцины против COVID-19, показавший на стадии доклинических испытаний безопасность и высокую эффективность. Совместно с учеными БГМУ разработан и внедрен эффективный метод лечения коронавирусных пневмоний с использованием донорских мезенхимальных стволовых клеток. Учеными нашего центра обнаружены показатели иммунитета, которые могут предсказать неблагоприятный исход COVID-19 и своевременно скорректировать лечение; исследовано формирование гуморального и клеточного иммунитета у пациентов после коронавирусной инфекции и вакцинации против SARS-CoV-2; разработан метод генетической модификации дендритных клеток с использованием лентивирусных векторов для лечения рака.
– В последние годы в связи с мировыми эпидемиями различных видов гриппа все чаще приходится слышать о необходимости разработки собственных вакцин от них. Почему люди порой относятся к гриппу как к обычной простуде, а не как к заболеванию, которое может привести к весьма серьезным последствиям и осложнениям?
– Вирусы гриппа широко распространены в человеческой популяции и среди диких, домашних животных и птиц, стали причиной 5 пандемий в XX и XXI вв. Вирусам гриппа присуща высокая мутационная активность в организме хозяина, способность «обмениваться» участками генома. Когда два разных вируса встречаются в организме животного или человека, результатом такого «смешивания» геномов могут стать геноварианты с новыми и совершенно непредсказуемыми биологическими свойствами. Так и появляются штаммы, к которым у населения иммунная защита или отсутствует, или слишком слабая, что приводит к широкому распространению инфекции. Примером может служить появление в 2009 г. пандемического штамма H1N1. Так называемый свиной грипп включал генетические фрагменты четырех вирусов гриппа: человека, птиц и двух вирусов свиного гриппа, имеющих происхождение из Северной Америки и Евразии. В целом получается, что возникновение новой пандемии всего лишь вопрос времени. А потому надо быть к этому готовым.
– Приведите цифры и факты, которые говорят об эффективности вакцинации от гриппа?
– В соответствии с рекомендациями ВОЗ «вакцинация является основой профилактики гриппа», так как она снижает распространение болезни и смертность, в 3–4 раза дешевле, чем затраты на лечение заболевания и его осложнений, может значительно сократить показатели временной нетрудоспособности, доступна, эффективна и безопасна для взрослых, детей и беременных женщин.
Необходимо создать иммунную прослойку для эффективной борьбы с эпидемиями гриппа. Это количественный показатель, представляющий собой выраженную в процентах долю населения, обладающую иммунитетом к той или иной инфекционной болезни. Считается, что в коллективе, где иммунная прослойка стремится к 100%, заболеваемость гриппом снижается в 12 раз, к 50% – в 4,4 раза.
Важно избежать осложнений вплоть до летального исхода. По данным ВОЗ, одна лишь пандемия 2009 года вызвала 100–400 тыс. смертей не только среди групп, которые, как считается, подвергаются более высокому риску осложнений, таких как пожилые люди, лица с хроническими заболеваниями и беременные женщины, но и среди молодых здоровых людей.
Существующие инактивированные вакцины против гриппа 2-го и 3-го поколения достаточно эффективно предотвращают тяжелые случаи болезни (до 90%), но в то же время их эффективность в профилактике легких и среднетяжелых форм колеблется от 50 до 70%. Еще один факт – подавляющее большинство умерших от гриппа не привиты. Вы можете заболеть гриппом несмотря на прививку, но риск летального исхода при этом значительно снижается. Вот в чем заключается основная цель вакцинации.
Да, имеются и противогриппозные препараты, например осельтамавир. Однако пандемия гриппа 2009–2010 гг. наглядно продемонстрировала, что течение болезни может быть столь молниеносным, что, несмотря на оказываемую интенсивную терапию и применение специфических противовирусных средств, от момента начала болезни до летального исхода может проходить всего 1–2 суток. Поэтому назначение противогриппозных препаратов на стадии начала болезни не всегда эффективно, что заставляет обращаться к методам профилактики болезни – вакцинации.
– А какие вакцины от гриппа существуют? Работает ли ваш центр над чем-то подобным?
– Есть несколько их поколений: живые итраназальные (ультравак), расщепленные (сплит-вакцины), такие как ваксигрип, субъединичные вакцины (инфлювак) и субъединичные вакцины с адъювантом (гриппол-плюс).
Наибольшее количество побочных эффектов, а следовательно, и сформировавшееся в прошлом негативное отношение к вакцинации от гриппа, было вследствие использования интраназальных вакцин, содержащих живой ослабленный вирус. С этим же связана рекомендация тщательного обследования перед вакцинацией на предмет отсутствия даже легких признаков простуды. В настоящее время такие вакцины практически не применяются.
В Беларуси есть безопасные сплит-вакцины, или субъединичные вакцины, в которых по определению нет ни живого вируса гриппа, ни консервантов, только его антигены, при этом побочные эффекты сведены к минимуму, преимущественно в виде местной реакции в месте укола.
Сейчас мы как раз выполняем исследования, направленные на получение прототипа инактивированной вакцины против гриппа. В числе партнеров – поликлиника НАН Беларуси, Институт физиологии. Основное преимущество нашей вакцины будет заключаться в большей безопасности. Для создания «классических» вакцин вирусы гриппа до сих пор в основном растят на куриных эмбрионах. На мировом рынке представлены лишь две вакцины Flucelvax и Optaflu, в которых вирус выращен на культуре клеток. Наша новинка также будет содержать антигены вирусов, выращенных с использованием культур клеток, что позволит применять ее даже у людей с аллергией на белок яиц.
– Как идет создание отечественной вакцины COVID-19?
– Ее производство организовано совместно ОАО «БелВитунифарм» и РУП «Белмедпрепараты». В реконструированных помещениях ОАО «БелВитунифарм» осуществляется производство вирусного антигена – активного компонента отечественной вакцины против COVID-19. Данный полуфабрикат передается в РУП «Белмедпрепараты» для объединения с адъювантом и розлива готовой продукции. К настоящему времени выпущены опытно-промышленные серии вакцины, завершаются ее доклинические испытания. В октябре в Гомеле планируется проведение уже клинических испытаний. Центр вирусологии в настоящее время обучает сотрудников Гомельского медуниверситета методам определения специфического иммунитета против нового коронавируса, что потребуется для правильной оценки результатов испытания.
– Наверное, какими ни были б универсальными вакцины, далеко не всем людям они подойдут. Так ли необходимо вакцинирование в первые месяцы жизни, когда иммунитет еще непонятен и формируется, или его следует проводить позже?
– Вакцинировать ребенка нужно именно в первые месяцы и годы жизни, когда риск осложнений и даже смертельного исхода от таких инфекций, как дифтерия, столбняк, коклюш, корь, гемофильная инфекция, наиболее высок.
Смертность детей от инфекционных заболеваний была экстремально высокой в довакцинальный период. Как показали научные исследования и практика вакцинопрофилактики, иммунная система здорового доношенного ребенка вполне готова для формирования иммунитета против инфекций, от которых проводится вакцинация. Современный календарь прививок составлен так, что к моменту вероятной встречи с инфекционным агентом ребенок будет полностью вооружен и заболевание либо не разовьется, либо будет протекать в легкой форме, то есть вакцина научит организм защищаться.
Утверждение антипрививочников касательно якобы имеющей место «перегрузке» иммунитета легко опровергается: в первый год жизни ребенок получает вакцины всего против 9 инфекций. В то же время, каждый день любой человек сталкивается с бесчисленным количеством самых различных микробов, которые находятся рядом с нами в вовсе не стерильной окружающей среде. Иммунитет справляется…
Кстати, в последние десятилетия из вакцин стараются удалять любые вещества, которые могут хотя бы в теории навредить и взрослым, и детям. Во многих вакцинах сейчас нет ничего, кроме непосредственно антигена. Именно поэтому перед вакцинацией проводится опрос пациента, который позволяет учесть риски, связанные с вакцинацией. Особенно следует отметить, что риск побочных эффектов от вакцинации значительно ниже риска развития инфекционного заболевания.
Кстати, в Беларуси осуществляется строгий контроль каждой партии вакцины, причем иногда партии бракуются. Любой гражданин может, посетив сайт Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении, посмотреть, какие вакцины (как и другие лекарственные средства) были забракованы аналитическими лабораториями у нас в стране.
Беседовал Сергей ДУБОВИК, «Навука»