№40 5.10.2015

Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси провел крупный научный форум, посвященный инновациям в машиностроении. В нем приняли участие ведущие ученые, специалисты и практики стран СНГ в области автомобилестроения.

Среди них – представители ФГУП «НАМИ», ПАО «КАМАЗ», ОАО «МТЗ», ОАО «БелАЗ» и др.

Открывая форум, Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков отметил, что машиностроение – одна из приоритетных отраслей экономики Беларуси. Отечественные машины широко известны по всему миру. Это не только гигантские жодинские самосвалы и современные минские автобусы, но и комбайны, тракторы, различная спецтехника. Всего этого не было бы без научного сопровождения. И сегодня ученые в связке с промышленниками активно работают над улучшением характеристик и созданием новых поколений машин. Академия наук уделяет самое серьезное внимание исследованиям и разработкам в области машиностроения, технологической модернизации производства и подготовке научных кадров высшей квалификации. Координирует все эти работы организатор конференции – Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси.

Институт является межведомственным научно-техническим центром и решает межотраслевые задачи научного обеспечения машиностроения при создании и постановке на производство новой техники и ее компонентов. По сути, ОИМ НАН Беларуси выполняет роль конструкторского технологического ядра в авто-, тракторо- и комбайностроении, а также секторе высокотехнологического оборудования.

Генеральный директор ОИМ НАН Беларуси Сергей Поддубко (на фото) зачитал приветствие заместителя Премьера-министра Республики Беларусь Владимира Семашко. По его словам, данный форум должен способствовать расширению интеграционных связей ученых и промышленников Беларуси и России, повышению авторитета нашей страны в научно-технологической сфере. От себя Сергей Николаевич отметил, что нынешний форум позволит в очередной раз рассмотреть новое в машиностроительной отрасли, обсудить проблемы взаимодействия ученых и промышленников, наметить пути дальнейшей работы.

О том, что нового делается сегодня в белорусской машиностроительной отрасли, рассказал заместитель главного конструктора ОАО «БелАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг» Николай Бигель.

По его словам, сегодня много внимания уделяется самосвалу с дистанционным управлением, который впоследствии станет роботизированным.

Опытный образец уже существует, он успешно прошел испытание на полигоне. Подписано трехстороннее соглашение о его дальнейшей судьбе – это поставка в Сибирскую угольную энергетическую компанию.

Следует пояснить, что машиностроительный комплекс рассматривается как совокупность машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей промышленности, а также смежных и вспомогательных производств, проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций. В свою очередь, машиностроение объединяет ряд специализированных отраслей и подотраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относится производство металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования. Организационно и технологически в состав комплекса входит «малая металлургия» – производство стали и проката на машиностроительных предприятиях (в отдельных исследованиях все предприятия металлургической промышленности Беларуси включают в состав машиностроительного комплекса).

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней сосредоточено 27% основных промышленных фондов, занято треть общей численности промышленно-производственного персонала страны.

В холле Президиума Национальной академии наук Беларуси участники интересовались представленной экспозицией последних научно-технических разработок Объединенного института машиностроения (на фото) . В рамках форума работало 3 секции по таким научным направлениям, как проектирование машин и их компонентов, износостойкость машин, машиностроительные материалы и технологии. Особое внимание уделялось гибридным электромеханическим трансмиссиям, компьютерному моделированию и стендовым испытаниям машиностроительных компонентов, проектированию мобильных машин. Серия работ была посвящена вопросам совершенствования технологических процессов в машиностроении. Всего на конференции заслушано более 100 научных докладов.

 

Максим ГУЛЯКЕВИЧ

Фото автора «Навука»