6.04.2020 №14

image

В Издательском доме «Беларуская навука» недавно увидела свет книга «Этнокультурные процессы Западного Полесья (Брестчины) в прошлом и настоящем».

Ее автор, заведующая отделом народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси доктор исторических наук Александра Гурко рассказала о том, как создавалась книга, об этнологических экспедициях и укладе жизни полешуков.

– Александра Владимировна, как собирался материал для книги?

– Книга стала пятой из серии «Этнокультурные процессы историко-этнографических регионов Беларуси». Западное Полесье – один из наиболее своеобразных регионов страны, который имеет ярко выраженные этнические, лингвистические и этнокультурные особенности, сформировавшиеся во многом благодаря природно-географическому фактору. В работе над проектом участвовал большой авторский коллектив: сотрудники нашего отдела, а также преподаватели Брестского госуниверситета имени А.С. Пушкина и БГУ.

– Десять лет назад вышла ваша книга «Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем». Расскажите об укладе жизни восточных и западных полешуков.

– На территории Полесья сконцентрированы и в значительной мере сохранились уникальные формы материального и духовного наследия, уже не встречающиеся не только в Беларуси, но и в других регионах славянского мира.

На территории Западного Полесья оформились многие характерные для современной Беларуси религиозные традиции – православия, католицизма, протестантизма, иудаизма. Брестский регион имеет особенности развития этноконфессиональной структуры. Одна из них заключается в том, что Брестчина стала центром распространения церковной унии. При этом православные традиции не были вытеснены, а, напротив, сохранились и окрепли. В Западном Полесье сложилась уникальная православная культура, школа храмостроительства, иконографии.

Известный этнолог Л. Ракова прослеживает особенности в материальной культуре – традиционной одежде полешуков. Отличительной особенностью Восточного Полесья было распространение сорочек с «моршчынамі», «заборамі» (густой сборкой вокруг ворота), которая заканчивалась воротником-стойкой или просто отворачивалась. Здесь носили красивые безрукавки с богатой вышивкой, апликациями, нашивками. Только тут был распространен красивый женский «саян». Различия проявлялись не только в форме одежды, технологии изготовления, но и в манере ношения, крое, цветовой гамме. Одежда западного региона отличалась богатством и разнообразием декора, выразительными орнаментальными композициями, необычайным колоритом, который создавался насыщением красного цвета в ромбо-геометрическом, растительном орнаментах и полосатым декором.

Исследователь Н. Бункевич описала традиции питания полешуков. Она отмечает, что в Западном Полесье сохранились в меню разнообразные традиционные блюда, как, например, рыба на соломе. Авторы книги приводят их описания и способы приготовления, а также отмечают кулинарные фестивали на Брестчине, такие, как Международный фестиваль «Мотальскія прысмакі». Книга хорошо иллюстрирована, и все эти яркие примеры материальной культуры представлены на ее страницах.

– Расскажите о семейном укладе и особенностях быта современных полешуков: какие традиции сохранились?

– Исследователь И. Романенко отмечает особенности демографического развития Брестчины в ХХ веке, которые были в большей степени обусловлены нахождением территории Западного Полесья в составе Польской республики до 1939 года, в результате чего произошла консервация отдельных элементов традиционного уклада жизни, состава семьи, уровня рождаемости. Здесь сохранились большие семьи и традиции семейного воспитания, основанные на трансляции этнического опыта в поколениях. По мнению исследователя Л. Раковой, традиционная семья в регионе была большой и сложной, с особым стилем взаимоотношений, которые регулировались обычным семейным правом. Наивысший статус был у отца. В трудовом воспитании детей возможно большое место занимали занятия рыболовством, изготовление рыбных снастей, сбор природных даров и т.п.

В целом все наши авторы – этнологи, бывая в экспедициях на Полесье, отмечают необыкновенное гостеприимство и радушие полешуков.

– С какими проблемами сталкиваются современные полешуки?

– Полесский регион достаточно сильно пострадал от Чернобыльской катастрофы. Так, в демографической динамике Мозырско-Припятского Полесья в ХХ веке были отмечены, в основном, тенденции нарастания депопуляционных процессов. Возрождение религиозных традиций в регионах, пострадавших от аварии на ЧАЭС, способствовало преодолению населением пессимизма и страха. По словам епископа Туровского и Мозырского Стефана, после 1986 г. на территории Туровской епархии, включающей в себя наиболее загрязненные в радиационном отношении участки, наблюдалась наибольшая активность в деле регистрации православных приходов и храмового строительства. В городах, куда происходит отток молодежи из сельской местности, все больше людей посещает храмы. Подход к религиозным традициям как к фактору, стабилизирующему общество, определяет еще одно направление в этнокультурных исследованиях Полесского региона.

Беседовала Юлия ЕВМЕНЕНКО, «Навука»