24.02.2020 №8

image

Минувший год показал тенденцию к значительному снижению количества защищаемых диссертаций.

Почему так происходит? Об этом мы беседуем с Председателем Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь Александром ГУЧКОМ.

– Александр Евгеньевич, как цифры и факты характеризуют итоги защиты научных работ в минувшем году?

– Количество аттестованных диссертаций уменьшилось на 26,4%. Такие результаты наблюдались впервые за последние 10 лет работы. В 2019 году ученую степень получили 397 человек. Докторами наук стали 39 ученых, кандидатами наук – 358. Средний возраст соискателей ученой степени кандидата наук составил 35,7 года, доктора наук – 50,9 года.

Доминирующие позиции в структуре отраслей науки по числу присужденных ученых степеней традиционно занимает медицина (19,4% от их общего количества в 2019 году). 15,4% работ защищено по техническим наукам, 11% пришлось на долю исследователей в области физико-математических наук. В числе преобладающих областей научных исследований – филология, экономика, биология, история и педагогика. Реже всего в 2019 году ученые степени присуждались по ветеринарным, военным, географическим, политическим, философским наукам. Из академических институтов вышла каждая шестая диссертация (9 докторских и 61 кандидатская).

– Но ведь не все было гладко у соискателей…

– Действительно, 14 квалификационных научных работ были отклонены Президиумом ВАК в прошлом году, 33 диссертации сняты соискателями для доработки и устранения замечаний.

По статистике присвоения ученых званий также отмечается снижение среднегодовых показателей. Профессорами в 2019 году стали 38 ученых, доцентами – 351.

Почему произошло значительное снижение по вышеназванным показателям? Будем выяснять, причем совместно с учеными, теми, кто готовит кадры высшей научной квалификации. Самой частой причиной называется ужесточение подходов со стороны ВАК к соискателю. На мой взгляд, это не соответствует действительности. Диссертации отклонялись только по существенным основаниям: отсутствие научной новизны, использование в тексте материалов и результатов, принадлежащих другим авторам и т. п.

Подчеркну, что мы не рассматриваем количество аттестованных диссертаций как индикатор эффективности научно-исследовательской и аттестационной деятельности. В фокусе нашего внимания – качество утверждаемых ВАК диссертаций.

– Вы упомянули проблему борьбы с плагиатом в диссертациях. Насколько она сегодня актуальна?

– У нас проведено целое исследование на эту тему, в данном деле мы преуспели. Разработаны методические рекомендации, вышло около десятка публикаций по этой проблеме.

Были прецеденты, когда отклонялись диссертации, предположительно подготовленные несамостоятельно. Доказать юридически это порой сложно. Но само поведение на защите, незнание предмета и содержания работы создавало впечатление того, что может иметь место факт именно несамостоятельной подготовки рукописи соискателем. Причем речь идет о тех особенностях диссертации, которые обязательно знать. Например, был случай полного совпадения одного из разделов работы с одноименной статьей в Википедии. И автор научной работы не смог объяснить, как такое могло произойти. Более того, были и заимствования без ссылок даже из португалоязычных источников.

Выявляем случаи перекрестного оппонирования работ, недобросовестно подготовленные отзывы экспертов, а также диссертации, выполненные с помощью рерайтирования уже известных текстов, факты разделения докторских диссертаций на 3–4 кандидатские. Есть и проблема так называемого искусственного увеличения объема кандидатской диссертации до объема докторской.

Хочу особо подчеркнуть: никто из ученых НАН Беларуси не был причастен к подобным проявлениям. Академическая наука – это чистая наука!

Конечно, бывают и сложные, спорные ситуации. Так, на отрицательные решения, принятые Президиумом ВАК и советами по защите диссертаций, в 2019 году поданы 12 апелляций. Удовлетворена лишь одна (по докторской диссертации).

– Какие инициативы ВАК планирует продвигать в этом году?

– Необходимо дальнейшее усиление контроля за содержанием диссертаций с учетом оценки практикоориентированности представленных в них результатов. Планируем повышать открытость аттестационного процесса. Это предполагает размещение материалов аттестационного дела в открытом доступе на сайтах учреждений образования или научных организаций, при которых работают советы по защите диссертаций, трансляцию процесса защиты диссертаций в режиме онлайн. Также будем работать над внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие аттестацию научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации.

Беседовал Сергей ДУБОВИК, «Навука»