28.01.2020 №4
Белорусские ученые успешно работают над обеспечением безопасности и качества продуктов питания.
Подтверждение тому – результат исследовательской работы по установлению маркеров присутствия в пищевых продуктах пальмового масла и его фракций.
В коллектив авторов вошли генеральный директор НПЦ по продовольствию Зенон Ловкис, заместитель генерального директора Елена Моргунова и начальник Республиканского контрольно-испытательного комплекса по качеству и безопасности продуктов питания Ирина Почицкая.
«Над методиками выявления пальмового масла в продуктах питания мы начали работать несколько лет назад, сразу после начала использования такого сырьевого компонента в белорусской масложировой и кондитерской промышленности, – рассказал З. Ловкис. – Сегодня нашей разработкой интересуются не только белорусы, но и россияне».
В процессе работы нужно было установить не только методику определения маркеров присутствия пальмового масла, но и то, в каких же все-таки его применять дозах, чтобы это было безвредно для здоровья потребителя конечного продукта.
К вопросу применения пальмового масла привлечено внимание и ученых, и производственников. Конечно, его относительная дешевизна как сырья обуславливает дальнейшее широкое применение. «Но мы считаем, что, к примеру, детям и молодежи нужно поменьше употреблять продуктов, содержащих такой сырьевой компонент», – акцентировал З. Ловкис.
«Сначала у нас был четырехлетний фундаментальный проект по изучению качественных характеристик, состава этих масел, влияния на здоровье, – пояснила Е. Моргунова. – Проводились испытания на крысах в Институте физиологии НАН Беларуси и на абсолютно здоровых волонтерах в Гродненском медуниверситете. Параллельно лаборатории Республиканского контрольно-испытательного комплекса при нашем центре работали над созданием методики идентификации пальмового масла и его фракций в составе пищевых продуктов».
На выходе получили результаты как пальмовое масло влияет на состояние здоровья, так и методику (алгоритм выявления). Но точка в спорах о применении такого масла вовсе не поставлена. Данное исследование позволяет лишь убедиться, содержит или нет продукт данный компонент.
«Несмотря на то, что производители расписывают состав сырья, далеко не всегда четко указывают наличие именно пальмового масла, ограничиваясь указанием «смесь растительных масел», – поясняет Е. Моргунова. – Но по итогам именно нашего проекта на площадке ЕАЭС предложено расшифровывать жировую составляющую – с поименным названием входящих в смесь, в частности, заменителей молочного жира, какао-масла. И тогда у потребителя будет выбор: брать или не брать такой продукт».
Беларусью в целом поддержан и ряд других инициатив для регулирования потребления пальмового масла. Так, на площадке ЕЭК рассматривается проект изменений в технический регламент Таможенного союза на масложировую продукцию, устанавливающий запрет на транспортировку растительных масел наливом, в т.ч. пальмового, после опасных непищевых грузов.
«Нами также поддержано предложение нормирования содержания глицидиловых спиртов в детском питании, пальмовом масле и другой пищевой продукции», – проинформировала Е. Моргунова.
К слову, продолжением уже проделанной работы белорусских ученых станут комплексные исследования по совершенствованию технологии переработки растительных масел и их фракций с целью снижения именно содержания глицидиловых эфиров жирных кислот в масложировой продукции с разработкой стандартных методик определения таких эфиров и технологических приемов по их уменьшению в масложировой продукции.
Инна ГАРМЕЛЬ, фото С. Дубовика, «Навука»