26.11.2018/№48

image

В Академии наук продолжаются работы по созданию различных видов электротранспорта.

Президент Беларуси 16 ноября провел совещание по вопросу совершенствования системы управления белорусской энергетикой. Он потребовал от Правительства разработать четкий и реалистичный план расширения направлений использования электроэнергии в промышленности, аграрной сфере, транспорте, IT-секторе, ЖКХ, быту и других областях.

В Академии наук продолжаются работы по созданию различных видов электротранспорта. В Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси (ОИМ) разрабатываются и совершенствуются образцы электромобилей. А в НПЦ НАН Беларуси по материаловедению тестируется суперконденсатор на основе графеноподобного материала.

Москва Восточный Мировые тенденции

В мире продолжается «уход» от нефти. Различные страны, в т. ч. и Беларусь, стремятся изменить энергетический баланс производства и потребления энергии в пользу электрической. США, Япония, Корея, Германия, Англия, Франция, Китай и др. страны включили освоение гибридных и электротехнологий на транспорте в число национальных приоритетов и оказывают этому направлению серьезную господдержку. В ближайшие десятилетия будут развиваться источники альтернативной энергии, расти требования к экологии транспорта.

image

Генеральный директор ОИМ НАН Беларуси Сергей Поддубко (на фото) рассказал, что специалисты института ориентированы на развитие и широкое внедрение тягового электропривода: гибридные силовые установки и полностью электрические приводы, в т. ч. на топливных элементах. Плюс интеллектуализация транспорта: от внедрения систем помощи водителю до беспилотного транспорта с использованием современных бортовых интеллектуальных систем и возможностей спутниковых систем навигации и позиционирования.

Наша страна способна уже в следующем году выйти на создание производств транспортных средств и технологических машин, оснащенных гибридным или электрическим приводом. Это – энергоэффективная автомобильная, тракторная, карьерная и дорожная коммунальная техника, городской электротранспорт, машины специального назначения. Такие задачи заложены в Программе развития электротранспорта.

Однако электромобили для рынка автотранспорта – новый и пока дорогой продукт. Их потребление в передовых странах стимулируется – меры государственной поддержки. Так, например, британское правительство предоставляет налоговые льготы для покупателей электрических транспортных средств в размере до 25% стоимости нового электромобиля. Во Франции правительство выплачивает бонусы покупателям электромобилей в размере 10 тыс. евро. Правительство Норвегии предоставляет полное освобождение от налогов, право бесплатного использования парковками и станциями подзарядки, а также выход на полосы общественного транспорта. Таким образом, Норвегии удалось увеличить автопарк страны до 50 тыс. электромобилей в год, что составляет 23% продаж новых автомобилей.

А как у нас?

В Беларуси эксплуатируется более 3 млн автомобилей, из которых, по данным открытых источников, около 150 единиц – электромобили. Детальный учет электромобилей и гибридных авто не ведется в связи с отсутствием в свидетельстве о регистрации транспортного средства сведений о типе установленного двигателя. Эксперты считают, что число электромобилей в Беларуси по самым оптимистичным расчетам к 2020 году возрастет до 7 тыс.

В соответствии с программой развития электротранспорта к лету следующего года ожидается принятие нескольких нормативных правовых актов, предусматривающих механизмы, условия и сроки предоставления мер стимулирования, в т. ч. государственной поддержки. Это позволит нарастить объемы экспорта и уровень добавленной стоимости продукции.

Примечательно, что развитие электротранспорта заложено и в программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018–2020 годы, например строительство сети подзарядных станций.

Когда поедет белорусский электромобиль?

По словам С.Поддубко, сегодня есть научный задел, позволяющий создавать и осваивать производство основных компонентов электросиловых установок электромобилей, будь то тяговый электродвигатель, тяговая батарея, зарядное устройство, инвертор управления, согласующий редуктор или другие компоненты. В дальнейшем это позволит переводить на электрическую тягу различные типы транспортных и технологических машин.

Кроме того, разработаны опытные образцы силовой и управляющей электроники электромобилей и базовых компонентов электропривода. Создан производственный участок для сборки и испытаний электрифицированных силовых установок, оснащенный необходимым оборудованием для сборки и монтажа опытных образцов электромобилей и компонентов силового электропривода, а также производственный участок сборки опытных образцов электромобилей. Организована отраслевая лаборатория по силовым электроприводам для транспортных машин.

Как отметил начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Александр БЕЛЕВИЧ, представленный годом ранее макетный образец электромобиля Geely существенно доработан. Аккумуляторная батарея теперь установлена под днищем автомобиля, что позволило более чем вдвое увеличить емкость; изменена компоновка подкапотного пространства. В результате пробег автомобиля на одной зарядке увеличен вдвое и устранены главные недостатки первоначальной конструкции электромобиля, связанные с размещением аккумуляторной батареи в багажнике. Далее планируется повышение мощности тягового электропривода и улучшение динамики разгона автомобиля.

Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков рассказал недавно журналистам, что «разработанный электромобиль – это полностью наша «начинка», начиная от двигателя и включая все основные системы. Причем мы не только его разработали, но и планируем организовать небольшое производство этих машин на базе академии наук, а дальше разместить его на существующем предприятии Минпрома».

От легковушки – к минивэну

Недавно ОИМ установил партнерские отношения с китайским производителем электромобилей – компанией JOYLONG. В сентябре этого года получен машинокомплект минивэна EF5. Выполнена его сборка в условиях экспериментального участка ОИМ. Проведены первичные испытания на полигоне, и сейчас ученые решают задачу по локализации производства компонентов электрической силовой установки.

Разработана конструкторская документация, по договору с Могилевским заводом «Электродвигатель» изготавливается экспериментальный образец, использование которого позволит улучшить характеристики автомобиля. Также разработана конструкция и изготовлен экспериментальный образец электронной системы управления тяговой аккумуляторной батареи. Ведется наладка «сборочных модулей» тяговой аккумуляторной батареи на основе импортируемых энергетических литий-ионных ячеек и управляющей электроники разработки ОИМ. Особенностью батареи будет наличие жидкостной системы терморегулирования, что обеспечит возможность эксплуатации автомобиля в климатических условиях нашей страны. Здесь в будущем просматривается сотрудничество с учеными Института тепло- и массообмена им. А.В.Лыкова, которые имеют богатый опыт в разработке систем охлаждения.

image

Изготовлен экспериментальный образец, ведется наладка бортовой системы быстрого заряда тяговой аккумуляторной батареи, позволяющей в 3 раза сократить время полного заряда автомобиля по сравнению с прототипом. Это достигается благодаря использованию ячеек на основе графеноподобного материала. Здесь работа ведется совместно с учеными НПЦ НАН Беларуси по материаловедению. Как пояснил С.Поддубко, использование такого материала в батарее не может полностью заместить стандартные литий-ионные ячейки, но зато позволяют значительно сократить время заряда-разряда, повысить эффективность рекурперации энергии и значительно продлить срок службы батареи.

В разработке и проект малого каркасного электромобиля для закрытых территорий, например ботанического сада. Выполнена предварительная компоновка силового агрегата, ведется изготовление вспомогательной арматуры, кузов подготовлен под установку силовой установки. Далее по программе развития электротранспорта предусмотрена разработка, изготовление и испытание опытного образца грузового электромобиля МАЗ.