03.09.2018/№36

image

Важную задачу решает сегодня ОАО «Приборостроительный завод Оптрон».

По инициативе Национальной академии наук Беларуси, поддержанной Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, ученые создают отечественные образцы персональных электрических транспортных средств (ПЭТС). Предприятие анонсировало выпуск линейки продукции на базе мотор-колеса: велосипедов, самокатов и скутеров. Ученые планируют создать республиканскую автоматизированную систему проката персонального электротранспорта. Пилотный проект будет реализован на базе Центрального ботанического сада (ЦБС) НАН Беларуси. Здесь 8 сентября на Фестивале науки планируется демонстрация опытных образцов электровелосипедов и двух видов электроскутеров.

image

В конце прошлого года специалистами ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» разработаны и изготовлены макетные образцы мотор-колес мощностью от 0,25 до 1,0 кВт и отлажен интеллектуальный алгоритм управления с функцией помощи педалированию, плавного замедления и рекуперации. За год их эффективность была увеличена на порядок! Достичь таких внушительных показателей удалось благодаря использованию различных инновационных решений. В результате собраны и продемонстрированы действующие прототипы ПЭТС (двухколесный электровелосипед с задним и передним приводами, трехколесный с оригинальной трансмиссией, а также электроскутер).

https://moskazaklads.info/moskva-begovoy-kupit-zakladku-kokain-amfetamin-mefedron-geroin-mdma-ehkstazi-gashish.html Обкатка – в ботсаду

Сотрудники «Оптрона» понимают, что сегодня недостаточно разработать и произвести персональный электротранспорт: необходимо еще сделать его востребованным, заинтересовать потребителя не только новшествами и высоким качеством, но и доступностью. Для сельских жителей предлагаются образцы техники с хорошей проходимостью и увеличенной грузоподъемностью. Обкатка данных моделей будет проходить на базе одного из академических хозяйств аграрного профиля.

Для городских жителей важна мобильность и доступность. Поэтому в настоящее время НАН Беларуси рассматривается вопрос создания республиканской автоматизированной системы проката ПЭТС по принципу работы Минского метрополитена (единая транспортно-логистическая система, привязка к его станциям). Еще одно направление – туристические и парковые зоны. «Прокат ПЭТС даст возможность горожанам и гостям столицы ознакомиться с преимуществами данного вида транспорта, сформировать покупательский спрос на такую продукцию», – считает Н.Янкевич.

В качестве пилотного проекта по прокату выбран ЦБС НАН Беларуси. Почему именно он? Главное здесь – решение экологической проблемы. Городские парки республики обслуживаются коммунальным и служебным транспортом с двигателями внутреннего сгорания, что наносит вред экосистеме парков. Особенно остро стоит проблема в ботсаду, где собраны редкие виды растений. Кроме того, посетители парков передвигаются пешком на дальние расстояния и не всегда имеют возможность осмотреть все экспозиции ввиду их удаленности друг от друга. На первом этапе будет создан пункт проката персонального электротранспорта (10 единиц), включая 2 станции уличной зарядки. В сравнении с зарубежными аналогами белорусские электросамокаты обладают увеличенным клиренсом, более надежной рамой и адаптированной для бездорожья подвеской.

Популяризация электротранспорта

Директор филиала «Инкубатора малого предпринимательства» ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» Андрей Селюков считает, что прокат электросамокатов и электровелосипедов белорусского производства вызовет интерес у посетителей любого парка и привлечет посетителей, а также создаст ряд новых услуг. Речь идет о легких и тяжелых скутерах, а также различных видах электровелосипедов белорусского производства, где в качестве источника энергии используется электричество, а в качестве привода – тяговый электродвигатель.

image

В дальнейшем планируется выпустить несколько новых моделей электротранспорта, в том числе электровеломобиль для использования в такси и службах доставки, а также создание на его базе беспилотного транспорта. Потенциальными потребителями данной продукции являются субъекты малого и среднего предпринимательства, администрации городов, ландшафтно-парковых комплексов, санаториев, почтовых служб, а также частные пользователи как в Беларуси, так и за рубежом.

Первые шаги

Одним из наиболее значимых факторов, сдерживающих рост использования электротранспорта в республике, является отсутствие зарядной инфраструктуры. Поэтому учеными НАН Беларуси делается акцент на применение быстросъемных компактных аккумуляторов для электротранспорта, что позволит на порядок сократить расходы на создание сети электрозаправок в стране. Планируется внедрить систему экспресс-замены батарей для электромобилей на АЗС, СТО, придорожных заведениях. Причем зарядка будет происходить в основном в ночное время, что позволит снизить переизбыток производимой энергии БелАЭС и заряжать батареи по ночному экономному тарифу, что скажется на снижении себестоимости товаров и услуг в масштабе всей страны.

По сути, сегодня на базе ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» создан инновационный кластер в области мехатроники, ставшей основой интеллектуальной техники нового поколения. В реализации программы разработки отечественного персонального электротранспорта участвуют многие структурные подразделения Национальной академии наук Беларуси, а ход работ лично контролирует Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков.

Изготовлены прототипы двух моделей электросамокатов для сервиса проката, которые проходят испытания. Организована сборка опытной партии еще 10 шт. для поставки в экспериментальный пункт проката в ЦБС для доводки эксплуатационных характеристик.

image

Николай ЯНКЕВИЧ, генеральный директор ОАО «Приборостроительный завод Оптрон»: «Мы планируем обеспечить спрос в Беларуси на подобную технику за счет выпуска конкурентоспособных моделей по доступным ценам. В них будут применены отечественные комплектующие, разработанные сотрудниками нашего предприятия совместно с кафедрой «Тракторы» БНТУ. Завод располагает квалифицированным рабочим и инженерным персоналом, около 60 тыс. кв. м производственных площадей и 6,7 га территории, что при освоении необходимых технологий позволит организовать на своей базе выпуск до 10 тыс. изделий в год. Но основную задачу видим не в тиражировании продукции, а в постоянной разработке и обновлении конкурентоспособных технологических решений – с последующей продажей лицензионных соглашений на экспорт, размещением дочернего производства на других отечественных предприятиях».

 

Максим ГУЛЯКЕВИЧ

Фото автора, «Навука»