30.07.2018/№31
Интервью с Анатолием КУЛАКОМ, директором Института общей и неорганической химии НАН Беларуси
По результатам работы за 2017 год на Республиканскую доску Почета занесен Институт общей и неорганической химии НАН Беларуси. О том, чего удалось добиться за последнее время, рассказывает директор института, член-корреспондент Анатолий КУЛАК.
Фундамент успеха
– Анатолий Иосифович, что стало решающим при занесении ИОНХ на Республиканскую доску Почета?
– Мы перевыполнили показатель средней зарплаты по институту в 500 долларов в эквиваленте. Экспорт наших товаров и услуг в 2017 году составил свыше миллиона долларов. Все это стало возможным благодаря слаженной работе нашего коллектива.
Институт занимает лидирующие позиции в области технологий обогащения и переработки калийных руд. Особенно важным считаю контракт с калининградскими партнерами: мы стали головной организацией по научному обеспечению переработки их полиминеральных руд. И это несмотря на достаточно сильную конкуренцию с зарубежными учеными.
В деятельности Института помогает Опытно-технологический центр, созданный на арендуемых площадях филиала Института природопользования – Экспериментальной базы «Свислочь». Именно он выступает связующим звеном на пути от разработки технологии в лаборатории до ее внедрения на крупных производственных участках. В развитие центра мы вложили несколько сотен тысяч долларов собственных средств. Теперь можем апробировать не только различные технологии, касающиеся производства минеральных удобрений, но и многие другие процессы, связанные с переработкой минерального сырья, промышленных отходов, полупродуктов.
За прошлый год удельный вес расходов на обновление матбазы ИОНХ составил около 18% от общего объема средств института. За последние годы удельный вес бюджетного финансирования в общем объеме работ института составляет около 20%, впрочем, как и доля бюджетных договоров. Устойчивое финансово-хозяйственное положение достигается в основном за счет выполнения прямых договоров с предприятиями, преимущественно в форме зарубежных контрактов на выполнение НИОКР, доля которых в общем объеме финансирования достигла 60%.
– То есть уникальность института – в ориентации на научное обеспечение крупнотоннажной химии?
– Да, ведь ее предприятия приносят нашей республике около трети всех валютных поступлений в бюджет страны, в то время как химики составляют всего около 3% от численности ученых Беларуси.
С учетом этого мы выбрали ориентацию на крупнотоннажную химию, включая технологии обогащения и глубокой переработки калийных и полиминеральных руд, обработки воды в системах хозяйственного водоснабжения и водооборотных циклах промышленных предприятий, а также некоторые актуальные вопросы нефтехимии. При этом на первое место выходят проблемы образования и утилизации побочных продуктов и отходов, которые могут накапливаться в масштабах порядка сотен тысяч тонн в год. Это должно учитываться в первую очередь при экспертизе целесообразности строительства новых крупных предприятий химического комплекса.
Для института важно создание научно-производственных кластеров, совместных лабораторий, поскольку решаемые проблемы имеют комплексный характер. Помогает нам и сотрудничество с Солигорским институтом проблем ресурсосбережения (СИПР) – его возглавляет член-корреспондент Виктор Прушак.
О воде и красках
– Еще один крупный блок в деятельности ИОНХ – водоочистка…
– Этим занимаются две лаборатории, причем с ориентацией на крупномасштабные производства. Лаборатория адсорбентов и адсорбционных процессов (заведует д.х.н. Андрей Иванец) разрабатывает многофункциональные неорганические материалы – адсорбенты, керамические мембраны, катализаторы для безреагентной очистки воды. Они создаются на основе природного минерального сырья, что позволяет выпускать их на опытном участке института с конкурентной стоимостью. Сегодня предприятия интересуют не только материалы, но и готовые к внедрению технологии в комплексе с оборудованием. Поэтому нами освоен выпуск установок водоочистки, позволяющих решать широкий круг задач: от классических, таких как очистка артезианских вод от железа и марганца; до специфичных – селективного удаления радионуклидов и тяжелых металлов. Наши разработки успешно применяются на муниципальных станциях водоподготовки Новогрудка и Старых Дорог, предприятиях концерна Белнефтехим, учреждениях санаторно-курортного типа.
В лаборатории полимерсодержащих дисперсных систем выполняются работы по реагентной водоподготовке для оборотных охлаждающих, промышленных энергетических систем, химических и нефтехимических предприятий. Разрабатываются новые ингибиторы осадкообразования, реагентные программы антикоррозионной, антинакипной и биоцидной защиты теплообменного оборудования. Внедрение реагентных программ обеспечивает экономию тысяч и миллионов кубометров природной воды. Для усиления этого направления в ИОНХ создана Отраслевая лаборатория водно-химических процессов и реагентных режимов, оснащенная оборудованием, моделирующим процессы водоподготовки. В ближайшее время планируем снабдить ее полупромышленными установками для моделирования процессов мембранного разделения – фильтрации, ультрафильтрации и осмоса.
– ИОНХ известен и научной поддержкой лакокрасочных производств.
– Грунтовки, жаростойкие краски, а также краски с иными специальными свойствами – одна из наших визитных карточек. Довольно много внимания уделяем порошковым краскам, разработали несколько уникальных рецептур. Таким составом с высокой коррозионной стойкостью (свыше 10 лет) покрыты детали в метрополитене Санкт-Петербурга. У нас есть своя производственная линия мощностью в десятки тонн по выпуску такой продукции. В Беларуси подобные покрытия применяет СИПР для оборудования, работающего в жестких солевых условиях. Они также могут использоваться для окрашивания кузовов большегрузных автомобилей. Мы готовы и к сотрудничеству со сферой ЖКХ, важно сформулировать задачу и рассмотреть соотношение цена – качество – долговечность. Ведь для таких красок нужно импортное сырье.
Проблемы и перспективы
– Давайте поговорим о проблемах, связанных с работой института…
– Можно отметить сложности в выборе подходящего формата финансирования исследований и научно-технологических разработок, ориентированных на крупнотоннажные производства. Выполнение их в виде заданий госпрограмм научных исследований затруднительно ввиду значительных финансовых затрат, а по научно-техническим программам есть проблемы с планами освоения. Тем более что в данном случае речь идет об апробации технологий, доведении их до промышленных масштабов, а не о выпуске и реализации конечной продукции. Также представляется важным поиск новых форм научно-технического, инжинирингового сопровождения работы предприятий химического комплекса, в т. ч. и путем более тесной кооперации с российскими коллегами.
– Все ли хорошо с кадровым потенциалом в ИОНХ?
– Острой кадровой проблемы у нас нет, омоложение коллектива достаточно серьезное. Но мы не отказываемся и от опыта сотрудников в возрасте, бережно относимся к ним. Наши ученые преподают в вузах – в основном это БГУ и БГТУ. Там ведем поиск кадров. У нас давние контакты с коллегами из университетов, мы не пересекаемся в темах исследований, взаимодополняем друг друга; работают две совместные лаборатории.
Большинство молодых химиков сегодня стремится в фармацевтику и показывает блестящие знания: сфера развивается и деньги там немалые. Но будучи хорошим специалистом по темам работ ИОНХ, можно самореализоваться и получать достойную зарплату и в науке. Химики очень нужны стране, а потому работу находят буквально все выпускники – перенасыщения такими кадрами в ближайшие 10 лет не наступит.
– В завершение расскажите о задачах, которые ставятся перед институтом.
– Прежде всего, закрепить успех в области технологий переработки минерального сырья. А также подтянуть остальные направления до этого же уровня. Тогда можно рассчитывать и на новые успехи. Нельзя допустить, чтобы институт стал монотемным!
Беседовал Сергей ДУБОВИК, «Навука»