18.12.2017/№51

image

На пленарном заседании ІІ Съезда ученых Республики Беларусь с докладом выступил Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Приводим тезисы его выступления.

Легальные порошки наложенным платежом О Съезде и результативности ученых

– Думаю, что подобные мероприятия (Съезды ученых. – Прим. ред.) должны в стране проводиться чаще. Хотя бы потому, что мы поставили перед собой амбициозные цели, которые без науки просто не достижимы. В современном мире наука – важнейший фактор прогресса. Мы это хорошо понимаем, именно поэтому постоянно уделяем внимание динамичному развитию этой сферы.

Десять лет назад на І Съезде ученых представители научного сообщества нашей страны впервые собрались вместе, чтобы обсудить состояние, насущные проблемы отечественной науки, наметить пути развития. Уже тогда магистральным направлением мы определили ее прикладной характер. На это были нацелены как академические, отраслевые, так и вузовские научные структуры. Результативность белорусской науки отражают показатели международных рейтингов. По индексу знаний Беларусь занимает 45-е место среди почти 200 стран, улучшив этот показатель за последние пять лет на 14 пунктов.

Неизменной является главная задача – повышение научно-технического потенциала страны, ускорение внедрения в реальный сектор экономики разработок ученых. Именно поэтому было принято решение объявить 2017 год Годом науки. По замыслу, это должно было активизировать научное сообщество и придать большую динамику инновационному развитию.

Надо отметить, что с окончанием 2017 года не снизится внимание государства к вопросам эффективности научной деятельности. Наоборот, этот год должен стать новой точкой отсчета и стимулом наращивания инновационного потенциала и проникновения науки во все сферы жизни общества.

Хочу подчеркнуть, что съезд – это не площадка для перечисления своих успехов и радужных самоотчетов. Прежде всего, это возможность мозгового штурма, мобилизации интеллектуальной элиты нашего общества на решение наиболее перспективных, актуальных проблем. Ведь надо признать, что не все из намеченного I Съездом удалось выполнить. Поэтому необходимо самым тщательным образом проанализировать те проблемы, которые до сих пор не решены...

В первую очередь это касается развития высокотехнологичных производств. Нынешняя их динамика не может нас удовлетворять. За последние пять лет доля таких производств выросла совсем незначительно: с 2,5% в 2010-м до примерно 3% в 2016 году. А удельный вес низкотехнологичных производств по-прежнему составляет более трети реального сектора экономики.

Такая ситуация во многом складывается из-за невысоких темпов разработки и внедрения передовых технологий. Мною было принято и утверждено решение, которое стало законом в стране. Если ученый изобрел какой-то продукт или группа ученых, или институт, или в целом Академия наук и предлагает к реализации этот продукт, конечно, слово за руководителем Академии наук. Он принимает решение – нужен этот товар, продукт нашей стране или нет. И, если он принял решение его внедрять, никто не имеет права оспаривать…

Всем научным структурам необходимо ускорить сроки подготовки и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. И далее совместными усилиями обеспечить апробацию и внедрение инноваций в производство. Мы не можем позволить годами проводить научные исследования, а затем столько же их внедрять. За это время зарубежные конкуренты разработают аналогичные продукты и выведут их и на свой, и на наш рынок. Еще более неприемлема ситуация, когда разработки осваиваются на предприятиях, а дальнейшей эффективной реализации их нет.

follow site Как поправить положение в науке?

– Считаю необходимым акцентировать ваше внимание на некоторых направлениях совершенствования и дальнейшего развития белорусской науки. Первое и важнейшее из них – более эффективно соединить науку и производство. Прежде всего надо совместно решить основные проблемы машиностроения и промышленности в целом. Ведь именно в промышленности ядро всех инноваций. Нет стран с сильной наукой и слабой промышленностью и наоборот.

Национальной академии наук следует больше внимания уделять выполнению возложенной на нее функции системного научного интегратора, связывающего воедино науку, производство и бизнес. Промышленность совместно с наукой и системой образования должны решить следующие основные задачи: определить направления диверсификации и модернизации производств – от экспертизы новых технологий и оборудования до участия в создании и вводе их в эксплуатацию; новые современные заводы надо строить, опираясь на научное обоснование; обеспечить систематическую работу в области оценки надежности и качества продукции на всех стадиях: от ее разработки до выпуска; сконцентрировать усилия на повышении высокотехнологичности производства, чтобы решить задачи кооперации и конкуренции с индустриально развитыми странами…

Одним из путей движения к новой экономике может стать дальнейшее развитие лазерной и опто­электронной техники, по которой имеется солидный научный задел. А страна является фактически в этом плане региональным лидером…

Необходимо разработать программу развития электротранспорта. В авиакосмической отрасли необходимо активнее осваивать новые беспилотные летательные комплексы, в том числе двойного назначения, спрос на которые мы наблюдаем сегодня во всем мире.

Второе направление – научно-техническое совершенствование агропромышленного комплекса. В белорусской аграрной сфере сохраняется ряд внутренних проблем как экономического, так и социального характера, решать которые необходимо с опорой на науку. В первую очередь необходимо поднять уровень производительности труда в сельхозпроизводстве, который пока в два раза ниже, чем в странах Евросоюза. Вот где резерв для повышения конкурентоспособности нашей продукции.

Соблюдение технологий производства и рекомендаций ученых должно быть основным критерием оценки руководящих кадров. И не только в АПК, но и повсеместно. В кадровой политике надо ввести правило, что для руководителя необходимы инновационность мышления, способность воспринимать и применять на практике новые знания. Ученым требуется разработать, а Минсельхозпроду вместе с губернаторами реализовать комплекс мер по повышению уровня рентабельности сельхозпредприятий, который пока недостаточен для расширенного воспроизводства даже с учетом государственной поддержки…

Задачей аграрной науки на современном этапе является постоянный поиск внутренних незатратных механизмов повышения эффективности сельхозпроизводства. Минсельхозпроду совместно с профильными организациями НАН Беларуси необходимо решить эту задачу в ближайшее время. Нельзя отстать!

Третье направление – развитие IT-технологий. У нас информационно-коммуникационные технологии следует направлять на создание интеллектуальных систем обработки сверхбольших объемов данных, поддержки принятия решений для органов государственного управления, «облачных» и др.

Четвертое направление – работа по созданию научно-технических парков в таких областях, как био- и нанотехнологии, фармация и приборостроение. Ответственные задачи стоят перед медицинской наукой. И важнейшая из них – улучшение демографической ситуации в стране. Несмотря на достижения в этой сфере, остается нерешенным ряд проблем. К сожалению, для лечения некоторых заболеваний белорусы вынуждены ехать за рубеж. По-прежнему есть вопросы к диагностике, доступности и стоимости сложных операций, профилактическим мероприятиям.

Пятое направление – гуманитарные науки. Одна из актуальных задач, стоящих перед гуманитариями, – научиться предвидеть актуальные проблемы и процессы развития общества, помогать государству находить адекватные ответы на новые вызовы современности.

Сегодня СМИ и интернет наполнены мнениями различных псевдоаналитиков, которые пытаются разрушить стабильность и спокойствие в нашем обществе – и не только в нашем... Очень необходимо, чтобы в ответ громко и отчетливо звучал голос авторитетного ученого-государственника.

Шестое направление – система финансирования научной и инновационной деятельности. На науку у нас выделяются средства. Финансовые затраты из бюджета страны в 2015–2016 годах составляли 0,5% ВВП ежегодно. В перспективе мы будем постепенно увеличивать ассигнования.

Но не в этом дело. Есть другая сторона вопроса – эффективность использования капиталовложений, отдача от затрат на науку. От всех организаций и отраслей мы требуем главного – результата. Я говорил вам на совещании и повторю здесь: не будет результата – не будет денег. Наука от выполнения этого требования не должна быть в стороне. Мы не настолько богаты, чтобы тратить ресурсы на бесплодную деятельность.

Недопустимо, что сегодня имеются значительные остатки неиспользованных средств инновационных фондов. У нас огромные деньги при всех жалобах ученых ежегодно не осваиваются. За январь–ноябрь этого года республиканский и местные инновационные фонды исполнены соответственно на 41% и 24% годового плана.

А ведь еще недавно вы меня уговаривали, что новый порядок формирования и использования этих фондов позволит кардинально улучшить ситуацию. Я вас послушал и принял решение, но пока результата не вижу! То же касается и вопросов венчурного финансирования.

Государство намерено всячески поддерживать перспективные направления научного поиска. Но и сама наука в обязательном порядке должна зарабатывать. И для этого в стране есть все, никто этому не мешает. Наоборот, поддерживает...

Седьмое – научные кадры. Есть серьезные нарекания в отношении подготовки научных кадров, рачительного отношения к человеческому капиталу. До настоящего времени мы должным образом не организовали работу по подготовке кадров высшей квалификации в интересах отраслей экономики. Зачастую министерства подходят к этому вопросу формально... Закладывать интерес к науке нужно еще со школьной скамьи. Зачастую в учреждениях высшего образования не знают, сколько одаренных выпускников школ стали их студентами. Цепочка между школой и вузом прерывается. Чтобы вчерашние школьники стали студентами, участвующими в научных исследованиях, а в будущем – аспирантами и молодыми учеными, преподаватели должны уделять внимание буквально каждому из них. Пришло время вывести работу с талантливой молодежью на качественно новый уровень: объединить ресурсы наиболее талантливых ученых и педагогов в работе с подрастающим поколением на высокотехнологичных научных площадках… Если нужно создать детский научно-технологический парк, организованный с участием ведущих вузов страны, давайте его создадим. Поручаю Министерству образования совместно с Академией наук, облисполкомами, Минским горисполкомом решить этот вопрос уже до 1 сентября 2018 года.

Не менее острой является проблема утечки мозгов. Ее реальный масштаб оценить трудно, поскольку происходит не только внешняя, но и внутренняя интеллектуальная миграция. Многие молодые люди, оставаясь в нашей стране, меняют научную деятельность на более высокооплачиваемую работу в сфере бизнеса...

Правительству, парламенту совместно с научным сообществом необходимо обеспечить единство образования, науки и производства. Если не будет потребности в инновациях со стороны промышленного сектора, то не будет спроса на новые научные разработки и высококвалифицированные кадры.

Актуальная задача – повышение социального статуса ученого, создание возможностей для его самореализации и профессионального роста. Наше общество должно понимать и ценить великую ценность знаний.

По сути, все сказанное можно свести к одной простой формуле – заниматься наукой должно быть престижно.

Восьмое направление – управленческая структура научной сферы. В мире существуют разные схемы управления наукой. Универсальной нет. За годы независимости у нас выработана своя система. Мы не только сохранили, но и повысили роль Национальной академии наук, а также развиваем отраслевую, вузовскую научные сферы.

Вопрос сейчас не в том, чтобы что-то ломать и перестраивать. Важно добиться эффективной работы каждого из звеньев, четкого их взаимодействия. Должен быть не узковедомственный подход, а слаженная, скоординированная деятельность, обязательная коллегиальность в принятии решений...

http://kartal.appleservisimiz.com/repression/kupit-amfetamin-gvardeysk.html О стратегии развития науки

Уважаемые коллеги! Вы изучили проект стратегии «Наука и технологии: 2018–2040». Очень хотелось, чтобы этот ключевой документ определял государственную политику развития не только этой сферы, но и был документом, актуальным для всей страны. Его серьезно надо доработать после того, как закончится съезд. Его надо делать работающей программой, конкретной.

К созданию этой стратегии была привлечена большая группа ученых, практиков, которая изучила мировой опыт, сформулировала новые задачи построения инновационной экономики, научно-технические приоритеты. Многие из вас участвовали в подготовке этой масштабной программы.

В стратегии мы попытались определить нашу будущую модель – «Беларусь интеллектуальная». Мы определили ее ключевые компоненты: сквозная цифровизация экономики, создание IT-страны; развитый неоиндустриальный комплекс, отвечающий вызовам четвертой промышленной революции; высокоинтеллектуальное общество.

Проект документа прошел широкое обсуждение, как здесь было сказано. Но, еще раз говорю, надо к нему вернуться с учетом состоявшихся секционных дискуссий, предложений, которые будут высказаны делегатами съезда. Нам необходимо объективно оценить все плюсы и минусы, чтобы получилась напряженная, но реально выполнимая программа действий на перспективу. К ее реализации должно подключиться все наше общество!

Фото БЕЛТА

go Полную версию выступления Главы государства

читайте на сайте president.gov.by