11.12.2017/№50

image

Накануне II Съезда ученых Совет молодых ученых НАН Беларуси провел круглый стол «Образование и наука».

В нем приняли участие представители ВАК, ГКНТ, Министерства образования и др.

Свое мнение высказал первый заместитель министра образования Вадим БОГУШ:

image

«Приятно отметить, что у молодых ученых сегодня есть желание работать в науке. А если есть желание, то будет и результат. Сравнивая условия, в которых ученые работали несколько десятилетий назад и сегодня, можно выделить следующие изменения.

Во-первых, это высокая динамика технологического прогресса. Информационные технологии, искусственный интеллект, четвертая промышленная революция оказывают большое влияние на все сферы нашей жизни, в том числе промышленность, сельское хозяйство, медицину и, конечно, образование. С другой стороны, высокая динамика изменений этих технологий заставляет постоянно быть в тренде.

Вторая составляющая связана с коммерциализацией научных исследований. Это необходимо не только для достижения научного результата. Нужно сразу четко представлять себе, как та или иная идея будет востребована в окружающем мире. А это очень сложная задача. И здесь необходимо отметить хорошую инициативу Академии наук – республиканский конкурс «100 идей для Беларуси, – где молодые исследователи, генерирующие новые интересные идеи, делают свои первые шаги в сфере коммерциализации.

И третье. Идет интернационализация научных исследований. Стало очевидно: достичь результатов мирового уровня сегодня можно только в командной работе, в коллективе ученых из разных стран. Поэтому нужно шире использовать возможности международного сотрудничества.

Образование создает тот фундамент, на котором строится дальнейшее развитие страны. И здесь нам есть чем гордиться. С усовершенствованием современных технологий все ярче проявляются новые тенденции. В частности, возникает необходимость изменения профессии для человека в зрелом возрасте, поскольку ряд задач, выполняемых в прошлые годы, исключается из функций работника.

Для обновления профессорско-преподавательского состава, не говоря уже про качественный рост, нам нужно минимум 100 докторов наук в год. В связи с этим есть предложение перейти к целевому механизму подготовки докторантов: если человек заявляет конкретную тему, то получает под свое исследование соответствующий грант. Эти деньги идут на зарплату докторанта, на расходы, связанные с командировками, участием в научных конференциях, закупкой материалов, комплектующих».

Добавим, что одна из целей стратегии «Наука и технологии 2018–2040» – сделать Беларусь интеллектуальной страной. Формирование инновационных профессиональных компетенций возможно в рамках новой организации деятельности высшей школы, основанной на реализации трех основных миссий: образовательной (обучение и воспитание), научной, предпринимательской. Обозначенные миссии определяют новый формат работы учреждений высшего образования как «Университет 3.0». Его практическая реализация заложена в проекте вышеназванной стратегии. «Университет 3.0» – это информационная метафора, имеется в виду число миссий университета: университет 1.0 – только образовательный институт, университет 2.0 нацелен на обучение и исследования; в университете 3.0 к двум последним миссиям добавляется коммерциализация знаний.

Также есть стремление создать условия и предоставить больше возможностей для эффективного взаимодействия учреждений образования и заказчиков кадров высшей научной квалификации, чтобы мини­мизировать ситуации схождения специалиста с научного пути. Результатом этого должно стать повышение качества подготовки специалистов как на уровне высшего, так и на уровне среднего специального и профессионально-технического образования. Ежегодно в академическую науку приходит 300-350 человек.

«Мое глубокое убеждение: без науки невозможно развитие и получение качественного образования. Высшая школа должна опираться на самые новейшие научные результаты и минимизировать тот лаг, который происходит после получения результатов и введения их в образовательные программы», – резюмировал В.Богуш.

source url Максим ГУЛЯКЕВИЧ

Фото С.Дубовика, «Навука»