go here 13.11.2017/№46

source site image

спиды купить москва Знакомимся с новой гранью таланта академика А.Локотко – работой с акварелью и графикой.

source У академика Александра Локотко не одна докторская степень, государственные награды, немало глубоких и разносторонних работ по архитектуре и искусствоведению. Хочется назвать это коротко – талант. В нынешнем году увидел свет его альбом «Простор родной, Беларусь». И мы познакомились с новой гранью таланта ученого – работой с акварелью и графикой.

get link image

enter site «Для восприятия природы Беларуси нужен внимательный и пристальный взгляд», – считает А.Локотко. – Беларусь от края до края можно проехать за день. Но спешка здесь не нужна. Каждый уголок по-своему неповторим – ручей, озеро, река, сельские дворы, усадьбы, улица под сенью старых берез, главка церкви или башня костела, дороги, тропинки, старинный парк, лесные дали».

По словам художественных критиков, кроме самой природы и архитектуры на автора повлияли пейзажи Витольда Белыницкого-Бирули и Виталия Цвирко. Это последователи московской школы живописи, которая ориентировалась на лаконичную сцену, эмоционально схваченное мгновение, так называемую «правду видения» – вместо точно выписанного панорамного и перспективного пейзажа. Но начало положила семья.

А.Локотко занимался живописью и графикой со школьных лет. Живой пример был перед глазами. Родители – учителя. Отец, Иван Петрович, которому автор посвятил альбом, создавал натюрморты и пейзажи, рисовал пособия к урокам, наглядную агитацию… Научил сына общению с красками, материалом, инструментом. А изучая историю искусств и много рисуя на пленэрах во время учебы на архитектурном факультете Белорусского политехнического института, А.Локотко овладел особенностями академического мастерства.

Изначально в планах было поступление в Академию искусств, но даже остановившись на архитектуре, он оставался в душе художником. Поэтому типовому строительству предпочел участие в проектировании знаковых ансамблей в экспериментальной мастерской народного архитектора СССР Г.Заборского.

В случае с Александром Ивановичем его опыт как ученого, искусствоведа тесно переплелся с творчеством. Во время практик и поездок он собирал этнографический материал и информацию о памятниках народного зодчества. Экспедиции с рабочей группой по созданию Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, участие в проектных работах – все воспринималось эмоционально и творчески.

image

«Мое кредо – воспевание нерукотворного, – отмечает художник. – Поэтому я решил сопроводить альбом фольклорными текстами, которые раскрывают философию природы. С античности это был источник жизни, вдохновения, совершенствования человека. Два раздела посвящены духовным представлениям о родном доме. Один – мифологии, очень интересная для меня тема. Когда я писал «Туристическую мозаику Беларуси», почерпнул из путешествий по стране очень много мифов и образов. Беларусь с XV–XVI веков – одна из самых населенных стран Восточной Европы, и каждое поселение имеет массу мифологем. У тропинки и ручья, скрытой в лесу горы или возвышенности есть свои легенды, а у местных жителей – нормы поведения в этих местах. Поэтому без текста графики и живописи не хватило бы. Но я уделил много внимания в альбоме не только сельскому пейзажу, но и деревне, ее быту. Считаю, сельская среда обитания как источник белорусской духовности еще недостаточно изучена в нашей литературе».

Сегодня академик может по праву называться современным белорусским художником. Он – автор более 200 акварелей и многочисленных (свыше 50) графических работ, с персональными выставками и презентациями. Интересно послушать самого автора, как менялась его техника: «Начинал я с академической техники, но последние 10 лет во мне пробудилось понимание акварельной живописи как цветовой симфонии. Стала важна не столько форма, сколько цветовая композиция. Не изобразительная, а выразительная живопись. Последние 2-3 года акварели пишу флейцем – это широкая кисть. И, кажется, так появился индивидуальный стиль, собственный почерк, который претендует на бесспорное единоличное авторство.

image

В графике наоборот, захотелось перейти от общих планов к деталям, чтобы задерживать зрителя у картины, заставлять подумать. Кстати, такой подход используют сегодня и в мировой архитектуре».

Впечатляет, насколько умело, вдумчиво, плодотворно распоряжается багажом накопленных знаний Александр Иванович. Впору брать пример молодым. А в планах академика – новые книги и исследования.

http://masterkolesa.ru/life/kupit-semena-konopli-nedorogo.html Елена ЕРМОЛОВИЧ, «Навука»

http://belizeandiaries.net/life/shishkin-semena-konoplyanie-kupit.html Фото из архива А.Локотко