25.09.2017/№39

image

Институт технической акустики НАН Беларуси разработал технологию и оборудование для ремонта дальномеров самолетов.

Витебские ученые Института технической акустики НАН Беларуси (ИТА) разработали для Барановичского авиаремонтного завода технологию и оборудование, которые используются при капитальном ремонте излучателей лазерных дальномеров самолетов.

Ранее предприятие было вынуждено ремонтировать дальномеры в России. Транспортировка и сами работы отнимали массу времени и обходились во внушительные суммы. И тогда представители завода обратились в ИТА с просьбой создать оборудование и технологию ремонта дальномеров.

«Это вторая разработка подобного оборудования, – рассказывает заведующий лабораторией нелинейных материалов ИТА НАН Беларуси, руководитель данной работы доктор физико-математических наук Виктор Шут. – В процессе эксплуатации нашей первой установки обнаружились ее небольшие недостатки. Поэтому год назад представители завода предложили усовершенствовать оборудование и соответствующую технологию. Мы учли все замечания заказчика и за 5 месяцев создали новую установку. Она позволяет осуществлять ремонт дальномеров быстрее (максимум за 1,5 часа) и качественнее. В ближайших планах института – поставки установки на авиаремонтные заводы России».

Однако сотрудничество ИТА и Барановичского авиаремонтного завода не ограничивается данным проектом. Так, на предприятии уже более 10 лет функционирует установка по восстановлению изношенных авиационных деталей из алюминиевого сплава с помощью газодинамического нанесения порошковых покрытий, также разработанная учеными ИТА НАН Беларуси.

image

«ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» – это одно из самых передовых предприятий по ремонту авиатехники на постсоветском пространстве, – рассказывает директор института, член-корреспондент Василий Рубаник (на фото). – Под нашу технологию восстановления изношенных деталей с помощью газодинамических порошковых покрытий на заводе оборудован отдельный участок. В таких масштабах газодинамическое нанесение покрытий для ремонта и восстановления узлов авиатехники нигде не используется на постсоветском пространстве. Посмотреть, как эта технология работает, периодически приезжают представители зарубежных авиаремонтных предприятий».

Недавно ИТА заключил с Барановичским авиаремонтным заводом договор на разработку и поставку ультразвукового оборудования и технологии поверхностного упрочнения конструкций и узлов для самолетов. С помощью этой витебской разработки будет происходить упрочнение поверхности как новых, так и восстанавливаемых деталей.

«Мы делаем под этот заказ генераторы и акустические системы, с помощью которых и осуществляется упрочнение поверхности изделий, – рассказывает В.Рубаник. – Такого оборудования на авиаремонтных предприятиях постсоветского пространства нет. Поставка и внедрение его в производство запланирована до конца текущего года».

Разработки ученых института позволяют заводу не только экономить валютные средства, но и успешно их зарабатывать. Так, по данным предприятия, только за 2016 год с использованием технологий и оборудования газодинамического напыления отремонтировано деталей и узлов авиатехники на сумму почти 400 тыс. долларов.

Евгений КАРПАС