21.03.2016/№12

image

На пресс-конференции ученые рассказали о разработках, внедренных в практику.

Нередко, видя очередную техническую новинку, люди, далекие от науки, не сразу осознают, сколько труда вложено в каждую ее деталь. Нужно учесть особенности материалов, специфику конструкции согласно требованиям заказчика, особенности среды, в которой будет работать изделие.

Руководитель аппарата Президиума НАН Беларуси, академик Петр Витязь на пресс-конференции отметил, что в ближайшем будущем заказов прибавится у ученых Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. В частности, планируется дальнейшее развитие Республиканского полигона для испытаний мобильных машин. «Также есть намерение разработать новую машину для уборки тротуаров, сейчас ведутся наработки. Соответствующая инициатива уже согласована с заинтересованными сторонами. Город поддержал, дал такой заказ», − отметил П.Витязь. Производитель определится в рабочем порядке после того, как будет подготовлена документация.

С созданием республиканского унитарного предприятия «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси новый импульс в развитии должны получить технологии производства беспилотных летательных аппаратов. Как подчеркнул заместитель директора данного центра Александр Щавлев, «наши разработки оказались очень востребованными. За последние пять лет многие системы были поставлены за рубеж. При этом мы предлагаем не только конкретные образцы, но и отечественные технологии по выпуску летательных аппаратов и элементов беспилотных комплексов, что востребовано на мировом рынке. Такие технологические линии мы поставили во Вьетнам, Туркменистан. Сейчас в этом заинтересованы Монголия, Азербайджан». Академией наук созданы три узнаваемых бренда беспилотных авиационных комплексов − «Бусел», «Буревестник», «Дирижабль». Среди разработок − собственные автопилоты: системы, позволяющие автоматически сажать летательный аппарат на взлетную полосу. Разработано также стендовое оборудование, на котором можно проводить испытания отдельных компонентов беспилотников; оптико-электронные системы с высокой точностью стабилизации, позволяющие получать качественную картинку с борта летательного аппарата. В ближайшие пять лет работа в этой области будет сосредоточена на новой государственной научно-технической программе «Роботизированные комплексы и авиакосмические технологии». А.Щавлев подчеркнул: «Будущее − за беспилотной авиацией. В Беларуси заложена основа, которая позволит республике быть на передовых позициях в области производства беспилотных авиационных комплексов. Специальность оператора систем беспилотных летательных аппаратов будет в перспективе одной из наиболее востребованных. В Беларуси подобных специалистов уже готовят».

Этот фактор далеко не в последнюю очередь способствовал тому, что с недавних пор программа по созданию беспилотных летательных аппаратов в республике вышла на самоокупаемость, благодаря чему было создано юридическое лицо по производству беспилотников. Немаловажным является и то, что не так давно в нашей стране была создана парашютная система, позволяющая спасать летательные аппараты массой до 200 кг.

Труды академических ученых воплощаются не только в разработках для освоения воздушного пространства, но и космического.

image

На прошлой неделе с космодрома Байконур в Казахстане был произведен запуск тяжелой ракеты-носителя Протон-М, которая вывела в космическое пространство аппарат российско-европейской марсианской миссии ExoMars 2016, снабженный разгонным блоком Бриз-М. Данный запуск − результат совместной работы российского космического агентства Роскосмос и Европейского космического агентства (ЕКА), а миссия ExoMars 2016 является первым этапом совместной программы. Запуск второго космического аппарата этой миссии планируется на 2018 год, но он может быть отложен до 2020 года.

Как отметил директор Института тепло- и массообмена им. А.В.Лыкова НАН Беларуси (ИТМО) академик Олег Пенязьков, ученые института также приняли участие в данной программе. В частности, с использованием уникального оборудования ИТМО были проведены исследования и тестирование теплозащитных материалов для обшивки спускаемого модуля.

Сергей ДУБОВИК, «Навука»