21.03.2016/№12

image

Разработана Госпрограмма «Развитие аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы»

Актуальность и своевременность данного документа, разработанного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и НАН Беларуси,определяется тем, что в условиях меняющихся внешних и внутренних факторов возникают все новые и новые вызовы для экономики в целом и аграрной отрасли в частности. Особое значение имеет резкое обострение конкуренции на мировом продовольственном рынке, в том числе на его исключительно важном для нас сегменте – агропродовольственном рынке Евразийского экономического союза. Кроме того, немаловажное значение имеет членство наших партнеров по союзу во Всемирной торговой организации, дающее им дополнительные возможности по доступу на мировые рынки, что ставит белорусских производителей в более сложные конкурентные условия.

Все вышеизложенное, наряду с ухудшением финансового состояния и накопившимися организационно-экономическими проблемами в аграрной сфере, требует неотложных решений, которые достаточно полно нашли свое отражение в рассматриваемом документе.

 

image

Данная программа нацелена на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта, а также конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение внутреннего рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимых объемах и соответствующего качества на основе формирования рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса.

Для достижения поставленной цели в период до конца 2020 года предусматривается решение наиболее значимых задач в производстве, эффективном использовании ресурсов, совершенствовании методов структурных преобразований, развитии экспортной политики, для которых четко определены планируемые целевые показатели.

image

 

Актуальное значение при решении вопросов дальнейшего развития продовольственной системы имеют и самостоятельные подпрограммы, такие как развитие отраслей растениеводства и животноводства, переработки и реализации различных видов продукции этих отраслей, создание и развитие производств по переработке местных видов сырья и вторичных продуктов пищевой промышленности. Важными с точки зрения осуществляемой модернизации агропромышленного комплекса и устойчивого его развития являются подпрограммы дальнейшего технического переоснащения и совершенствования информатизации агропромышленного производства, инженерных противопаводковых мероприятий, сохранения и использования мелиорированных земель.

Стабилизации и повышению эффективности АПК будет способствовать предлагаемый комплекс организационно-экономических мер, реализуемых как на уровне самих товаропроизводителей, так и на макроэкономическом уровне. Речь идет о мероприятиях по финансовому оздоровлению, ценовой и кредитной политике, инвестированию и строительству новых производственных объектов, оптимизации затрат на сельскохозяйственную продукцию с целью снижения ее себестоимости.

Одновременно выработаны действенные меры по оптимизации институциональной структуры республиканского агропродовольственного рынка, созданию благоприятной среды для развития предпринимательства, повышению инвестиционной привлекательности агробизнеса, развитию государственно-частного партнерства.

 

image

Главная проблема сейчас − необходимость финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, многие из которых находятся в критическом финансовом состоянии. В этих целях запланировано: финансовое оздоровление, включающее досудебную санацию и применение процедуры антикризисного управления; использование различных моделей приватизации и аграрной интеграции (продажа, безвозмездная передача, аренда); оптимизация численности и состава органов госуправления в АПК; создание и развитие крупных продуктовых компаний (холдингов), объединяющих экономические интересы участников нескольких отраслей; развитие агрокомбинатов, объединяющих на местном уровне производство, переработку и сбыт продукции.

Перспективным с точки зрения развития аграрного бизнеса является создание кооперативно-интегрированных структур, объединяющих технологически зависимые предприятия, которые экономически дополняют и зачастую поддерживают друг друга. При организации холдингов ставится задача максимального использования возможностей и интересов сельхозпроизводителей, переработчиков, других партнеров; имеющегося производственно-технического потенциала крупных животноводческих объектов (ферм и комплексов) и перерабатывающих производств. Объединение в одну структуру на региональном уровне позволит централизовать инвестиции и перераспределять ресурсы. Работа в единой цепи с замкнутым циклом «производство сырья − промышленная переработка − фирменная торговля» позволит снизить производственные затраты, повысить удельный вес реализации продукции с высокой добавленной стоимостью, что в итоге обеспечит выход на безубыточную работу предприятий аграрной отрасли.

Особое место в рассматриваемой программе занимает развитие и поддержка малых форм хозяйствования, что предполагает существенное увеличение их вклада в успешное выполнение стоящих перед национальным АПК задач. В частности, планируется увеличить производство сельхозпродукции в фермерских хозяйствах в 2,8 раза и довести их удельный вес в стоимости продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств в 2020 году до 4,5-5%.

Значительное повышение количества фермерских хозяйств − процесс длительный, требующий решения проблем, которые сегодня сдерживают развитие фермерского сектора. Вместе с тем, в современных условиях мировой финансовой и экономической нестабильности не следует умалять значение крестьянских фермерских хозяйств, также как и личных подворий граждан.

Каждая из подпрограмм имеет свой паспорт, включающий цели и задачи, индикаторы и показатели, сроки реализации, объемы бюджетных ассигнований, ожидаемые результаты реализации той или иной подпрограммы. Кроме того, в каждом паспорте ключевым разделом является перечень основных мероприятий, позволяющий каждой подпрограмме выйти на соответствующие установленные прогнозные параметры развития.

Наряду с установлением экономических целевых индикаторов реализации программы определены объемы и основные направления государственной поддержки сельского хозяйства, которые установлены на уровне, позволяющем Республике Беларусь выполнить уже имеющиеся обязательства в рамках Евразийского экономического союза до принятия новых.

image

Бюджетная поддержка будет направлена на усиление ее целевого характера, в частности, на укрепление базовых условий для ведения сельскохозяйственного производства. А именно, на выполнение мелиоративных работ, известкование кислых почв, страхование сельскохозяйственных культур, на противоэпизоотические и другие мероприятия, что в конечном счете положительно будет сказываться на результативности выделяемых государством средств.

Что касается прямых выплат производителям, то они будут осуществляться из местных бюджетов в виде надбавок за реализованную продукцию, что призвано стимулировать ее производство и поставки на переработку с целью последующей реализации продовольственных товаров с высокой добавленной стоимостью. Выплата надбавок за реализацию молока, крупного рогатого скота, тресту льна-долгунца и других видов продукции должна стать основной формой поддержки сельскохозяйственных производителей, на основе которой уже по существу действует механизм поддержки сельхозпредприятий, расположенных в неблагоприятных районах для такого производства.

Помимо бюджетных ассигнований источниками финансирования намечаемых мероприятий будут собственные средства организаций АПК, местных бюджетов (в том числе за счет приватизации объектов госсобственности), инновационные фонды, кредиты банков, спонсорская помощь.

Важная составляющая программы − комплекс основных рисков природно-климатического, торгово-экономического, макроэкономического, внешнеторгового и социального характера, который может оказать негативное влияние на достижение ее целей и задач. Для этого предложена процедура управления рисками на основе проведения ежегодного мониторинга, выработки прогнозов и рекомендаций в сфере управления и регулирования аграрным сектором экономики.

За время реализации программы стоит задача уйти от убыточности сельскохозяйственного производства, а рентабельность продаж требуется повысить как минимум до 10%.

В целях финансового оздоровления сельскохозяйственного предприятия «Устье» Оршанского района (оно находится в системе НАН Беларуси) нашим институтом подготовлен предварительный проект плана санации. Этот документ в качестве методической помощи станет базовым для антикризисных управляющих, которые будут работать с другими предприятиями отрасли, оказавшимися в аналогичном положении.

image

Планируется, что укрепление производственно-технического и трудового потенциала сельского хозяйства и на этой основе в сочетании с внедрением прогрессивных технологий и строгим их соблюдением позволит: повысить (в 2,2 раза) производительность труда в отрасли и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и продовольствия на мировом агропродовольственном рынке; насытить внутренний рынок отечественными продовольственными товарами в объеме и качестве, необходимом для полноценного питания граждан; увеличить поставки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на экспорт в 1,4 раза, обеспечить рост положительного внешнеторгового сальдо на 25-30%; повысить доходность субъектов хозяйствования и занятых на них работников.

Таким образом, Государственная программа «Развитие аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы» представляет собой воплощение мер долгосрочной государственной аграрной политики, направленных на устойчивое функционирование АПК. Она учитывает изменения международной и мировой конкуренции, а также вхождение Беларуси в региональные и мировые экономические сообщества.

http://beta.mukasurat.my/malicious/kupit-zakladki-boshki-v-kazani.html Александр ШПАК,
директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
д. э. н., профессор